Югорская Шамбала
Ранее недоступные архивные документы свидетельствуют о том, что в 30-е годы прошлого столетия таинственную страну Шамбалу искали не только в Тибете, Крыму, Карелии и на Алтае, но и в болотисто-речных лабиринтах Югры.
Орден за «удушение церкви»
Захватив власть, большевики отказались от такого важного общественного института, как религия. Веру в Бога, в загробную жизнь и соблюдение нравственных постулатов «не убий», «не укради» и т. д. заменили идеей коммунизма и мировой революции.
Но церковь не собиралась сдавать свои позиции — материальные и духовные — по воздействию на массовое сознание населения бывшей Российской империи. Патриарх Тихон предал безбожников анафеме. Eму чудилось: крестные ходы опрокинут бесовскую власть и православные россияне назовут его спасителем Отечества.
Чуда не случилось: красногвардейцы пулеметным огнем разогнали прихожан. Священников постреляли, храмы разграбили. Окончательный разгром «церковной контрреволюции» возложили на Всероссийскую чрезвычайную комиссию.
Председатель ВЧК Феликс Эдмундович Дзержинский так определил роль спецслужб в отношениях с религиозными конфессиями: «Церковную политику развала должна вести ВЧК, а не кто-то другой. Официальные или полуофициальные отношения партии с попами недопустимы. Наша ставка на коммунизм, а не на религию. Лавировать может только ВЧК для единственной цели — разложения попов. Связь, какая бы то ни была, с попами других органов бросит на партию тень, это опаснейшая вещь».
Антирелигиозными делами в ВЧК занимался Eвгений Александрович Тучков. Противоречивая, непонятная, странная личность.
Родился в 1892 году в деревне Тепляково Суздальского уезда Владимирской губернии в крестьянской, верующей в Бога, семье. О его дореволюционной жизни известно мало: окончил четыре класса училища, работал подсобным рабочим обувного цеха, выбился в фабричные конторщики, всю первую мировую войну прослужил писарем в тыловых воинских частях. В 1918 году стал чекистом.
В воспоминаниях русских священников, знавших Тучкова, остался его довольно скудный словесный портрет: «Человек среднего роста, плотно скроенный полуинтеллигент, обходительный и при этом довольно развязный». Патриарх Тихон именовал своего «куратора» не иначе как «некто в сером».
Высшие церковные иерархи недооценили Тучкова. Используя их мирские слабости и особенности характера, он создавал ситуации, при которых епископы вынуждены были бороться между собой за влияние на паству, интриговать и ссориться.
Главными слагаемыми успеха «в деле борьбы с церковной контрреволюцией» Тучков считал организацию тотальной слежки, наличие многочисленной агентуры и «обладание полной информацией».
В 1931 году его наградили орденом Трудового Красного Знамени «за удушение церкви». В представлении к награждению отмечено: «… в деле борьбы с контрреволюционным движением среди церковников и клерикально-монархических кругов, группировавшихся вокруг церкви, проявил огромную энергию, инициативу, решительность и находчивость…»
В сентябре 1932 года Тучкова выдвинули заместителем полномочного представителя ОГПУ по Уралу. Он возглавил розыск спрятанных в 1918 году тобольским епископом Гермогеном сокровищ российского императора Николая II.
Эта секретная операция завершилась в ноябре 1933 года: монахиня Ивановского монастыря Марфа Андреевна Уженцева выдала царские бриллианты «на сумму в три миллиона двести семьдесят тысяч шестьсот девяносто три золотых рубля».
Добраться до ценностей Сибирского белого движения и драгоценной церковной утвари, спрятанных в таежных урманах Среднего Приобья, Тучков не успел -отозвали в Москву. Он не справился и с другим заданием: не смог добиться от высланного на Ямал в селение Хэ, а затем заключенного в свердловскую тюрьму митрополита Крутицкого (Полянского) добровольно отказаться от сана местоблюстителя патриаршего престола. Причисленный ныне к лику святых митрополит Петр спас Русскую православную церковь от окончательного позора и унижения самоликвидации.
Майор госбезопасности Тучков, в отличие от других высокопоставленных чекистов, уцелел во время репрессий 1937-1938 годов. В октябре 1939-го его уволили из НКВД «за невозможностью предоставить работу по данному направлению». Он сочинял брошюры и читал лекции на антирелигиозные темы. В 1957 году умер от рака.
Перед смертью бывший чекист больше пяти часов… исповедывался у Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Содержание этой исповеди неизвестно, но похоронили Тучкова с соблюдением всех церковных обрядов. На отпевании вместе с патриархом присутствовали все иерархи Русской православной церкви.
Спецотдел ВЧК
Одновременно с уничтожением традиционных религиозных конфессий революционные романтики занимались разработкой новых способов управления коллективной психикой. Именуя себя материалистами и провозглашая религию «опиумом для народа», большевистские вожди испытывали страх перед неведомыми силами. Изучением мистицизма, оккультизма и других загадочных явлений массового психоза занимался начальник Специального отдела ВЧК-ГПУ Глеб Иванович Бокий.
Дворянин по происхождению, владел несколькими языками, хорошо разбирался в литературе и искусстве. Он занимался хиромантией, устраивал спиритические сеансы, пытался разгадать механизм телепатии, был убежден, что человечество в далеком прошлом уже переживало период расцвета культуры, а древние знания передаются из поколения в поколение медиумами, гипнотизерами и шаманами.
Заветной мечтой чекиста Бокия было умение читать мысли противника. Он представлял мир как единую информационную систему. Важно лишь найти к ней ключ. Гипотетические идеи овладеть известными древнему обществу научно-техническими знаниями и приспособить забытое идолопоклонение для коммунистической идеологии вместо «задушенного» православия были санкционированы Коллегией ОГПУ во главе с Дзержинским в 1924 году после смерти Владимира Ильича Ленина, превращения его тела в нетленную мумию — священную реликвию коммунизма.
Из старых соучеников по Петербургскому горному институту и чекистов Бокий организовал мистический кружок «Eдиное трудовое братство». Участники этой, по существу, масонской ложи, тяготели к загадкам психической деятельности: гипнозу, телепатии, ясновидению, ворожбе.
Проникнуть в глубины «собственного я» Бокий и его последователи пытались различными способами, в том числе и путем участия в «сессиях», о которых показал на допросе 29 сентября 1938 года сотрудник НКВД Николай Григорьевич Клименков: «…С 1921 года я работал в спецотделе, который возглавлял Бокий. В то же время уже существовала созданная Бокием так называемая «дачная коммуна». В этой «коммуне» были установлены правила, которые сводились к следующему: участники, прибыв под выходной день на дачу, пьянствовали весь выходной день и ночь под следующий рабочий день. Вместе с ними съезжались и жены, приглашались и посторонние, в том числе и женщины из проституток. Всех женщин спаивали допьяна, раздевали их, использовали по очереди, предоставляя преимущество Бокию, к которому помещали этих женщин несколько…»
По заданию Бокия возглавлявший секретную нейроэнергетическую лабораторию и мистическое «Eдиное трудовое братство» Александр Васильевич Барченко разработал план экспедиции в Тибет для поиска таинственной страны Шамбалы. Цель путешествия — «исследование Центральной Азии и установление связи с населяющими ее племенами». Реализовать этот план им не удалось из-за противодействия также тяготевшего к мистике наркома иностранных дел Георгия Васильевича Чичерина.
Тогда Барченко отправился совсем другим маршрутом — на Кольский полуостров и на Крайний Север Сибири изучать «мерячение», специфическое состояние, возникавшее во время исполнения магических обрядов -шаманского камлания, а иногда и совершенно внезапно. В такие моменты люди начинали повторять движения друг друга, безоговорочно выполнять любые команды вплоть до самоубийств, не чувствовали страха и боли, могли предсказывать будущее.
О результатах этих поисков сообщалось в фельетоне Марка Рахлина «Ученые чудят», опубликованном в газете «Вечерний Ленинград» 10 мая 1921 года: «… Некий профессор Барченко со товарищами — все из бывших буржуазных «ученых» — «открыл» на нашем диком севере, среди снегов, тундры и вечной мерзлоты, остатки «культовых сооружений» некой древней северной страны Гипербореи, легенды о существовании которой якобы со времен глубокой добиблейской древности есть практически у каждого народа евроазиатского континента. Наш «ученый муж» Барченко договорился до того, что в шаманах разглядел последних жрецов древней и таинственной цивилизации, существовавшей черт знает в какие времена на этой земле. Каково, товарищи пролетарии и передовое трудовое крестьянство? Вот на подобный бред и тратят народные денежки выкормыши буржуазной «науки».
После этой публикации поиски следов доисторических цивилизаций (на стыке Индии, Тибета и Афганистана — легендарной Шамбалы, в Крыму — остатков древнейшей «друидической» культуры, на Алтае — «страны Беловодья», в Югре — «допотопной» земли вогулов и их языческой святыни Золотой бабы) стали финансировать из средств ОГПУ-НКВД.
Подобные, фантастические, на первый взгляд, экспедиции в Абиссинию (ныне Эфиопия) и в Гималаи, на гору Нанга-Парбат, а также поиски чаши Святого Грааля, из которой якобы вкушал Христос на Тайной вечере, предпринимались в то же время и в Германии. Нацисты с особой страстностью популяризировали миф об Атлантиде и стремились поместить ее на Крайнем Севере. Сказание о чистокровных белокурых и голубоглазых великанах вошло в книгу ведущего нацистского идеолога Альфреда Розенберга (выходца из России). Розенберг верил в то, что когда-то климат северных широт был настолько мягче, чем сегодня, что допускал расцвет некой «допотопной» цивилизации. Впрочем, после последних археологических находок на Ямале и в Югре такая теория не кажется столь фантастической.
Но была еще одна причина проникновения в мир, затерянный во времени и в пространстве. Замечено, люди успешные и удачливые, дорвавшиеся до власти, развращенные богатством, вниманием и лестью, панически боятся своей немощи и старения. Завладеть древними рецептами мужской силы и долголетия стало навязчивой идеей и большевистских вельмож.
Окончание следует.