X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Выбор гастарбайтера: терпение и труд

Без гастарбайтеров на рынке труда в нашей стране образуется огромная дыра — это даже не прогнозы, а точные подсчеты специалистов. Между тем, отношение к смуглым людям в спецодежде со стороны общества и государства остается неуважительным.

«Давайте, чурки, убирайте!» — так обращаются к женщинам в зеленых жилетах скучающие на скамейках парни на пешеходном бульваре. Приехавшая из Бишкека (Киргизия) Сония признается, что старается на это не обращать внимания. Хотя обида легко читается в ее черных глазах, больших и открытых. На родине у нее четверо детей, родители — семья большая. Работы в городе нет, а на поле много не заработаешь, да и это сезонный приработок. Вот и приехали они с мужем по совету знакомых в Тюмень. Правда, устроиться на стройку ни удалось, не повезло: везде, куда не приходили, требовали прописку. А где ее взять? К кому прописываться, когда нет знакомых? И «деловой» хватки нет, чтобы договориться. Eсть только руки, которые не боятся работы.

Они и на бульваре, оказывается, трудятся без прописки. Поэтому и боятся обратиться за защитой к милиции: «Вы что! Они же нас депортируют! Мы боимся милиционеров!» Поэтому и терпят — не только оскорбления, но и рукоприкладство. Недавно Сонию прямо у общежития ударил парень. Сначала велел снять и отдать ему спецодежду, а когда получил отказ, ударил со всей силы в грудь.

Слушаю Сонию и вспоминаю, как в один из праздников (последний звонок или День молодежи) под горячую руку разгулявшимся парням попал один из рабочих, который освобождал от груды бутылок стоящую рядом со скамейкой урну. Гастарбайтера избили — совсем недалеко от поста милиции.

Но южные гости усмиряют закипающую обиду и терпят. Потому что самое главное для них — работа и то, что за свой труд они вовремя получают зарплату. Сония, например, зарабатывает уборкой на бульваре семь тысяч рублей. Одну тысячу отдает за комнату в общежитии. Немного оставляет на житье-бытье, а остальное каждый месяц отправляет через банк домой. Дома, в Киргизии, российские рубли в несколько раз увеличиваются в цене — семье хватит не только на лепешку и рис.

Как же нам при этом не чувствовать себя благодетелями?! Хотя это серьезный вопрос: кто больше приносит блага?

Жанна Зайончковская, заведующая лабораторией анализа и прогнозирования миграции института народно-хозяйственного прогнозирования Российской Академии наук, утверждает, что «в ближайшие пятьдесят лет проблема миграции — судьбоносная для России», потому что «показатель сокращения трудоспособного населения в нашей стране никогда еще не был отрицательным» (о том, зачем России мигранты, она рассуждала на семинаре клуба региональной журналистики, заседание которого на прошлой неделе проходило в Москве).

Напряженность ситуации, говорит Жанна Антоновна, мы почувствуем в 2009 году. И приводит статические данные: официальная численность занятого в экономике страны населения должна быть 65-70 миллионов (не считая «теневого» рынка труда), но число трудоспособных граждан ежегодно сокращается на миллион, а с 2012 года это сокращение приблизится к полутора миллионам. И калькулятора не надо, чтобы понять: демографический кризис на рынке труда, который не может не отразиться на экономике страны, неизбежен (Жанна Антоновна считает, что производительность труда прямо пропорциональна числу занятых, исключением считается единственная страна — Япония, которой удалось увеличить экономический рост без видимого увеличения рабочей силы). При этом в первую очередь пострадает малый бизнес, а именно — сфера услуг (удельный вес этой сферы в экономике растет, мы становимся богаче и требуем больше комфорта).

По подсчетам специалистов демографов и экономистов, до 2015 года нашей стране дополнительно необходимы 10 миллионов трудоспособных граждан, если при этом мы рассчитываем на экономический рост, не говоря уже о росте ВВП. Но пока миграционный поток в России составляет 100 тысяч человек в год. А по подсчетам Госкомстата, если его увеличить до 500 тысяч человек, это позволит снизить убыль населения на рынке труда всего лишь на 25 процентов (с учетом того, что к 2015 году подрастут 400 тысяч нынешних детей).

Такой же путь борьбы с демографическим кризисом избрало и европейское сообщество. По словам Зайончковской, до 2050 года европейские страны планируют привлечь до 40 миллионов человек, в США ежегодно предполагают привлекать до миллиона трудоспособных мигрантов…

Правда, при этом эти страны смягчают и миграционную политику, чего у нас, судя по качеству жизни гастарбайтеров, пока не наблюдается.

У противников этой идеи (за счет мигрантов закрыть демографические «дыры» на рынке труда) есть главный контраргумент: мигранты — это люди с отличной от нашей культурой (другой аргумент — это миграционная преступность, но доказано, что она в России составляет всего 30 процентов от общей). Согласна с этим и Жанна Зайончковская: этнически смешанное сообщество конфликтогенно. Но на другой чаше весов, считает она, — здоровая экономика и благосостояние населения.

Что перевесит? Наше невежество или уважение к труду человека, пусть даже его и называют гастарбайтером? Возможно, чаша с нашим благосостоянием перевесит, когда мы перестанем считать этих рабочих людьми второго сорта. Они заслуживают уважения, хотя бы потому, что ликвидируют следы нашего бескультурья.

***
фото: НА СНИМКЕ: «Пикник на обочине». ФОТО АННЫ ПШЕНИЧНИКОВОЙ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта