Владимир Шарпатов: «Тот полет из плена я не забуду никогда»
Десять лет назад наш земляк, пилот гражданской авиации Владимир Шар-патов совершил по-своему удивительный подвиг.
После годичного плена вырвался на свободу от афганских талибов вместе со своим экипажем на самолете Ил-76 и благополучно возвратился на Родину.
«Нечто подобное уже было в истории нашей авиации. В феврале 1945 года летчик Михаил Девятаев бежал из плена по воздуху, захватив фашистский бомбардировщик Хе-111. Полвека спустя мы оказались почти в аналогичной ситуации и сделали то же самое», — говорит Владимир Ильич. (Я встретился с ним несколько дней назад).
Для поколения Владимира Шарпатова «полет к солнцу» пилота-покрышкинца Девятаева был отнюдь не далекой историей. Становление на крыло уроженца поселка Красногорского Звениговского района Марийской АССР Шарпатова пришлось на начало 60-х годов. В то время многие фронтовики еще оставались в строю. По словам Владимира Ильича, Александр Покрышкин, Михаил Девятаев и Иван Кожедуб стали для него кумирами юности. «С детства я полюбил небо. Эта любовь продолжается и сегодня…»
Путь в пятый океан столяр одного из предприятий Красногорска Шарпатов выбрал осознанно. «Три года учился в Казанском авиационном институте и занимался в аэроклубе. Совершил семь прыжков с парашютом, летал на планере КАИ-12, построенном студентами. Страсть к небу оказалась сильнее институтских занятий. Из аудитории КАИ перешел в классы Краснокутского училища гражданского воздушного флота. Одновременно доучивался в институте и получил диплом о высшем образовании только в 1967-м», — рассказывает Владимир Ильич.
А в Тюмень он приехал по распределению в 1965-м. Стал вторым летчиком, а затем командиром экипажа «короля воздуха» биплана Ан-2, именовавшегося в то время «кукурузником». Первые вылеты сделал из аэропорта Плеханове Затем освоил пассажирский Ан-24. Полеты на нем Владимир Ильич совершал уже из Рощино.
В 1977-м он вместе с летчиками-испытателями из столицы Героем Советского Союза Александром Тюрюминым и Борисом Кузнецовым первым из тюменских летчиков поднял в небо Ил-76.
Пилот-инспектор Шарпатов в середине бурных девяностых оказался в Казани. С 1 января 1995 года он — пилот-инструктор местной компании «Аэростан».
«Судьбе было угодно, чтобы именно в этом качестве я оказался за пределами распавшегося Союза. Маршруты моего Ила пролегли в небе Афганистана. В то время эту страну раздирали междуусобицы. По договоренности мы стали перевозить боеприпасы для законного афганского правительства Раббани, боровшегося с движением исламистов «Талибан». Летали из столицы Албании Тираны в Кабул. Первый вылет прошел успешно, а на втором произошла осечка. Она растянулась на целый год. Год плена…»
3 августа 1995 года Ил-76 с экипажем из семь человек перехватили талибы и вынудили сесть в Кандагаре. Россияне выполняли полеты по вольному найму. Это осложнило их положение в плену. Пока пленников подвергали допросам, самолет оставался в аэропорту Кандагара.
«Оторванные от Родины, мы не теряли надежды обрести свободу. Надеяться приходилось только на себя. Тогда и родилась мысль о воздушном побеге».
16 августа 1996 года экипаж Шарпатова обезоружил трех конвоиров и проник в самолет. Родной Ил не подвел. На высоте всего 50 метров (чтобы уйти из зоны видимости радиолокаторов), со скоростью 670 километров в час, российские летчики устремились в аэропорт Шарджа в Объединенных Арабских Эмиратах. Догнать их талибы даже не пытались. В ОАЭ вырвавшийся на свободу экипаж встретили российские дипломаты. Весть о дерзком побеге россиян облетела весь мир.
22 августа 1996 года Владимиру Шарпатову и второму пилоту экипажа Газинуру Хайрулину указом президента России Бориса Eльцина было присвоено звание Героя Российской Федерации. Пять остальных участников побега получили ордена Мужества. Золотую Звезду под номером 334 Владимиру Ильичу вручил тогдашний премьер-министр России Виктор Черномырдин.
С марта 1999-го до сентября 2002-го Владимир Ильич водил Ил-76 «Тюменских авиалиний». Сейчас он на пенсии. Эстафету отца приняли сыновья Сергей и Eвгений, ставшие пилотами. Один летает в небе Сургута на самолете «Гольфстрим», разведчике погоды, а другой работает в авиакомпании «Ямал», садясь за штурвал Ту-154.
Но по-прежнему сердце пилота-ветерана, как магнитом, притягивает небо…
***
фото: Владимир Ильич Шарпатов.