Повелитель «Тайфуна»
Многие наши земляки прошли службу на всех флотах и флотилиях ВМФ. Однако лишь один стал командиром атомного подводного ракетоносца.
Пятнадцать из двадцати восьми морских «календарей» (стало быть, лет) капитан первого ранга Валерий Григорьев не покидал командирского мостика подводных лодок С-53, К-450 и тяжелого атомного подводного крейсера стратегического назначения ТК-202 «Акула» (известного в странах НАТО под названием «Тайфун»).
С североморцем я встретился в предпоследний день июля на Исторической площади города во время празднования Дня Военно-Морского Флота.
«Кап-раз» с орденами Ленина, Красного Знамени и тремя рядами медалей на парадном кителе заметно выделялся среди матросов, старшин и флотских офицеров запаса, собравшихся на праздник.
«Я начал службу на флоте под красной звездой и серпом с молотом, а завершил под Андреевским стягом», — сказал Валерий Константинович.
Любопытно, что до призывного возраста паренек из деревни Иска Ярковского района ни разу не видел настоящей морской волны. В далеком 1959-м новобранец из сибирской глубинки попал служить на Тихоокеанский флот и познал азы службы в учебном отряде на острове Русском.
Тихий океан настолько поразил сибиряка, что после службы на эсминце он решил стать кадровым офицером флота. Окончив Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени адмирала Степана Макарова, сорок лет назад лейтенант Григорьев попал служить не на Дальний Восток, а в суровое Заполярье. Офицерскую службу начал командиром боевой части на дизельной подлодке, затем стал старпомом.
«В 1979 году меня с группой офицеров направили в учебный центр в прибалтийский город Палдиски, где мы и учились премудростям командования атомоходами».
В это время в Северодвинске шло строительство подводных катамаранов 941-го проекта типа «Акула». Первой сошла со стапеля ТК-208 капитана первого ранга Ольховикова. Вслед за ней 28 декабря 1983 года вступила в строй ТК-202 «Акула». Командиром ее экипажа был назначен Григорьев. Боевая служба в Арктике началась в 1984-м.
За четыре года командования «Акулой» Валерий Константинович совершил шесть автономных походов подо льдами, каждый продолжительностью по 90 суток.
За освоение новой техники и командирское искусство капитаны Ольховиков и Григорьев получили высокие награды. Первый стал Героем Советского Союза, а второму был вручен орден Ленина.
В 1987-м Валерий Константинович покинул командирский мостик «Акулы» и перешел на службу в Главный штаб ВМФ СССР. В последний год существования Советского Союза он уволился в запас.
«Акула» вышла в резерв Северного флота в 1996-м, а затем ее отправили «под нож» на один из заводов Мурманской области.
… Но вернусь в сегодняшний день. После памятной церемонии на площади возле областного краеведческого музея Валерий Константинович отправился в родную Иску — встретиться с однокашниками по выпуску 1958 года из Ярковской средней школы.
В середине августа ветеран подводных «автономок» намерен возвратиться в Москву, где живет уже полтора десятка лет. Он оставит в Тюмени бронзовую доску атомной субмарины, увозя в столицу горсть родной земли.
***
фото: Капитан первого ранга Валерий Григорьев (слева). Тюмень, 30 июля 2006 года