Нелегкая судьба набережной
Первое, что мы увидели, когда спустились к набережной реки Туры — огромный плавучий кран опустошал груженную песком баржу.
Оказывается, набережную Туры начали строить еще в далеком 1975 году. Тогда строительство доверили организации «Мостоотряд- 36». Но через десять лет их сменило Пермское специализированное управление. В конце восьмидесятых строительство набережной вообще заглохло. Работы возобновили лишь в 1998 году.
Мастера участка Рашида Гильманова встретили на берегу. Сразу спрашиваем, что удалось сделать за восемь лет.
Как оказалось, дел провернули немало: строители укрепили дно, частично сделали оголовок, уложили прогулочную плиту на нижнем ярусе.
Сегодня на участке работает 50 человек (ЗАО «Гилан»), Одни у подножия склона занимаются дренажом, чтобы грунтовые воды не подмывали берег, на котором стоят жилые дома. Другие отсыпают откос: сначала его засыпают песком, потом стелют дорнит, следом идет слой щебенки, и только потом кладут плиты. Дорнит — это нетканый материал, препятствующий смешиванию песка и щебенки.
Кроме сооружения набережной, в планах строителей укрепление склона, где стоят коттеджи. Здесь уже вырубили все деревья.
Интересуемся у Рашида Каримовича судьбой левого берега. «В ближайшие пять лет, — говорит мастер, — там благоустройства не предвидится. Сначала нужно с правым берегом закончить: от монастыря до речпорта.»
Кому работы набережной нипочем, так это рыбакам. Не мешает ни пронизывающий ветер, ни рев экскаватора. Сидят себе, удят рыбу.
«Коля, подними пакет, покажи улов», — Рашид Гильманов за восемь лет работы на набережной изучил в лицо каждого рыболова.
В большом мешке у Николая и вправду плещутся крупные лещи.
***
фото: Мастер Рашид Гильманов;На набережной кипит работа.