«Курьер»-2000
«С возрастом человек теряет волосы, зубы и иллюзии». Так или что-то в этом роде говорил Карл Маркс.
Что же теряет нормальная газета, двигаясь от номера к номеру, набирая сначала первые сотни печатных страниц, а затем выходя на круглые цифры?
Итак — зубы? «Курьер», даже будучи средством массовой информации «средней кусучести», не может считаться газетой комплиментарной. Таково мнение редактора, отвечающего «за все».
Хотя, помнится, что за месяц или два до выхода первого номера один тюменский юрист, оповещая население города о предстоящем издании, пророчествовал: грядет «газетка-апологетка»! И сейчас ходит по городу сильно постаревший юрист, здоровается с отнюдь не помолодевшим, но все тем же редактором газеты, так и не ставшей «апологеткой». Усомнился ли в своем «прогнозе» юрист? Не знаю. Но читатели, а среди них есть такие, что дружат с нашей газетой уже тринадцатый год, говорят, что стиль «Курьера» их устраивает. Знаю, что есть и те, кого раздражает именно этот выдержанный стиль.
Интересно, что противники «курьерского стиля» есть на обоих флангах. Одни заявляют: «мало кусаете!» Другие попрекают, что недостаточно (как бы это покультурнее выразиться?) апологетизируем. Мы же полагаем, что со своими соучредителями мы близки, но, процитируем старый-престарый фильм «Мистер Питкин в тылу врага», не сливаемся в экстазе.
Впрочем, когда придумывалось название нашей газеты — «Курьер», это подразумевалось. Что значит — курьер? Кто такой курьер? Человек, который приносит весть. Почти рассыльный. Без обязательного личного отношения к этой вести. Так и газета. Без претензий на то, что печатает «только правду». Или на что-нибудь еще. Курьер. Принес новость, улыбнулся, попросил прикурить и поспешает дальше. Один из нас или из вас, если угодно. Просто курьер.
Следующий пункт марксовой цитаты… Снявши голову, по волосам не плачут, не так ли? И нам не стоит скорбеть, что годы, отсчитываемые газетными полосами — 600 полос в год! — не проходят бесследно. Правда, это касается только одного человека в редакции. При-
чески прочих сотрудников и сотрудниц столь же великолепны, как и тринадцать лет назад. Тем более что средний возраст работающих в газете меньше, чем был, когда выпускали первый номер.
Что там еще у Карла Генрихови-ча? Иллюзии?
Вот тут я с теоретиком марксизма совершенно не согласен. Возможно, в силу той же вечной молодости кадров, но иллюзии в нашей газете не просто сохраняются, но даже возрастают. Хотя, если быть точным, то речь идет не об иллюзиях, а об одной-единственной иллюзии. О том, что жизнь можно улучшить словом. Смягчить нравы. Воспитать достойное поколение. И тому подобное.
Здесь «Курьер» совершенно не оригинален. Он просто идет по тропе, которую до него торили многие. Скромно напомним: библейские пророки, политические лидеры, писатели. При всей несопоставимости масштабов, понимая свое небольшое место в этом бесконечном ряду, мы стараемся честно делать свое дело.
… Мне вспомнился писатель, которого сейчас не издают. Eго прежние книги не воруют в библиотеках и магазинах (может быть, потому, что украли давным-давно или, хуже того, списали в макулатуру). Это Олег Куваев, вспоминаете такого? Бывший геолог, специалист по золоту, много лет работавший в Магадане и на Чукотке, ставший писателем, друживший с великим скалолазом Мишей Хер-гиани, по прозвищу «тигр снегов», умерший от разрыва сердца в сорок четыре года… Eго лучший роман «Территория» заканчивался вопросом, который каждый из нас рано или поздно задает себе. По крайней мере, должен задать.
Вот этот вопрос, как он помнится мне: «Как вам живется, читатель? Довольны ли вы собой?»
Довольны ли мы собой, граждане страны Тюмении, горожане, жители XXI века? Сохраняем ли мы иллюзии, которые побудили нас поддержать отказ от прежнего образа нашей страны, поддержать идею строительства другого общества, более доброго, более человечного?
Довольны ли мы собой?
P.S. По курьерской традиции в этом номере каждый сотрудник газеты сам выбрал тему для разговора с читателем. Что из этого вышло, узнаете на стр 2-3.