Зеленая красота просит понимания
Тюмень потихоньку выбирается из «зеленого кризиса». По крайней мере, городская власть больше не отмахивается от проблем озеленения вверенной ей территории.
Новые технологии позволяют высаживать не те тонкие прутики, которые мы видели на лысых газонах вдоль забитых транспортом трасс еще года три-четыре назад. Нет, теперь мы можем лицезреть подросшие деревца, которые и приживаются лучше, и растут дружнее.
Осмотрительнее стали относиться дорожники к вырубке деревьев. При реконструкции трассы без оглядки топором не машут — на заседаниях городской коллегии то и дело звучат распоряжения, разрешающие вырубку. Глава города Сергей Сметанюк дает добро при условии, если они согласованы со всеми заинтересованными службами. Но обязательное условие — компенсировать потери либо деньгами, тогда город сам займется посадкой, либо восстановить самостоятельно.
В целом в этом году в скверах, парках и вдоль перегруженных трасс посадили более 1800 деревьев (причем предпочтение отдали не традиционным кленам, березам и пушистым тополям, а рябине, сосне, яблоне, черемухе, ясеню, пирамидальному тополю, даже теплолюбивые каштаны облюбовали наши улицы), еще больше кустарников и миллионы цветов. Новинкой сезона-2006 стали вазоны с экзотическими для Тюмени деревьями — каштанами и туями. Пока любоваться нововведением мы можем на разделительных полосах улиц Ленина, Мельникайте, Пермякова.
Не откладывая в долгий ящик, дорожные мастера обустраивают газоны. Причем проворачивают это дело не так, как было принято в недалеком прошлом: сначала строительный мусор, затем черная земля вперемешку с глиной, и только потом считанные сантиметры плодородной почвы. Трава на таком газоне стояла до октября, но благополучно пережить зиму травинкам не удавалось.
На заседаниях штаба по строительству и реконструкции дорог тогда вошло в обычай каждый раз напоминать дорожникам о том, чтобы они обращали внимание не только на укладку асфальта, но и на обочины. Регулярно Сергей Полья-нов, начальник отдела по озеленению комитета по благоустройству, ныне департамента, задавал один и тот же вопрос, когда дорожники приступят к восстановлению вырубленных зеленых насаждений и займутся газонами?
А что теперь? На площадях и в скверах предпочтение отдают московскому рулонному газону. А чтобы он в зной не засох, устанавливают автополив. Кстати, в этом году на это дело из городской казны выделили 50 миллионов рублей. Подушку для травы вдоль трасс тоже стали изготовлять более качественно. Eще бы ее, лохматую, во время скашивали…
Но, в общем, исправляются. Хотя, если опять же вспомнить баталии двухгодичной давности, которые происходили на заседаниях штаба, тогда не верилось, что поменяется что-то в сознании дорожников в лучшую сторону.
Белым пятном в работе управления автомобильных дорог области оставалась работа по озеленению уже готовых дорожных объектов. В полном объеме уничтоженные посадки не восстанавливали даже спустя год после окончания ремонта на участке. А там, где деревья высаживали, у рабочих получалось так, что добрая половина сразу не приживалась, а еще часть умирала через некоторое время.
Нередко дорожники, экономя время и средства, приступали к вырубке без экологической экспертизы. Примером может послужить ситуация с улицей Одесской двухлетней давности. Тогда долго дорожники и комитет по благоустройству и озеленению города не могли найти общего языка. Было необходимо расширение дорожного полотна, но для этого требовалось вырубить много деревьев. Перед участниками не одного заседания штаба стояла дилемма — что важнее: деревья или безопасность дорожного движения? Экологической экспертизы на момент споров не было. Однако сей факт не мешал рабочим несанкционированно вырубать зеленые насаждения. Спустя два года улицей на спорном участке (от ул. 50 лет Октября до ул. Харьковской) не налюбуешься. Ровная, широкая трасса, гранитный бордюр, тротуар, газоны и много молодых деревьев.
Красота, да и только!