X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Тюменский бизнес повзрослел

Когда молодежь спросили: какой наиболее короткий путь к богатству, на первом месте оказалось — выйти замуж или жениться, на втором — пойти работать в органы власти. И только на пятом месте — завести бизнес и начать зарабатывать.

Бизнес-сообщество Тюмени стало «взрослее» — такой вывод делает Вера Барова, исполнительный директор Благотворительного фонда развития Тюмени.

Это значит, что понятие «социально ответственный бизнес» наполняется конкретным смыслом. Вера Владимировна приводит простой пример: когда родители смотрят на своего ребенка, они всегда думают о его будущем. А чужие люди лишь на минуту задумываются о том, что за ребенок перед ними, могут поругать или похвалить — а потом повернутся и забудут о нем.

— Как мне кажется, бизнесмены почувствовали тягу к объединению. Например, в системе торгово-промышленной палаты созданы два клуба общения: Деловой клуб и Меркурий-клуб. Встречи, которые мне удалось посетить, показывают, что бизнесмены хотят получить больше информации о том, что происходит в городе, они хотят больше понятных механизмов, которые бы позволяли им включаться в общественно значимые программы. Поскольку такое взаимодействие — взаимовыгодно.

Я вижу еще один позитивный элемент — очень внятной стала формулировка «социальной ответственности бизнеса». Например, на заседании торгово-промышленной палаты президент Владимир Путин четко произнес: социальная ответственность бизнеса — это то, что сегодня востребовано государством. Сегодня государство рассчитывает не просто на поддержку, а на активное участие бизнеса в решении социальных проблем.

Многие до сих пор понимают под благотворительностью шефство. В таком случае речь идет не о взаимовыгодном сотрудничестве, а о дополнительной нагрузке для бизнеса. Это неприемлемо. Как нельзя стать отцом или матерью по указке. К тому же шефство по указке — это порочный круг, он влечет за собой многие злоупотребления и со стороны тех, кто дает, и со стороны тех, кто берет, — это такой соблазн, это неконтролируемые деньги, которые, кажется, падают с неба.

Иное дело, когда компания реализует свои социальные программы на той территории, где располагается ее основное производство: тогда она решает проблемы собственных работников. Забирая (труд людей, ресурсы), она возмещает. Это воспроизводство — разумное. И оно приносит отдачу.

— На каком этапе бизнес становится социально ответственным?

— Во всем мире предприятия развиваются по определенному пути: сначала учатся зарабатывать деньги, потом утверждаются во мнении, что умеют это делать, обретают некую уверенность в завтрашнем дне. И только после этого начинают задумываться об успехах в социальной сфере.

Ряд тюменских компаний пришел в наш фонд только после того, как они достигли определенного уровня зрелости, я называю это взрослостью. Так поступили «Порт-аудит», холдинговая компания «Партнер».

Это не просто деньги, это часть души, которую руководство компаний готово предложить другим, потому что оно себя признало успешным. Когда я бываю в зарубежных поездках и беседую с попечителями, они так и говорят: нам надо, чтобы все знали, что мы — хорошие.

— Но российские и тюменские бизнесмены не слишком-то стремятся обнародовать свои добрые дела.

— Одни объясняют так: это не по-христиански кричать о своих добрых делах. Я понимаю, что на самом деле они боятся стать заметными, стать мишенью для просителей. Нужно признаться, что благотворители очень часто становятся и объектом для подозрения — со стороны налоговых органов, со стороны властей. Поэтому говорить сегодня о своих добрых делах — опасно.

— Получается, что и со стороны общества к бизнесменам, готовым к добрым делам, отношение потребительское?

— Да. Некоторые наши партнеры, заключая с нами договор, надеются, что этим освободятся от необходимости общаться с просителями. Самое интересное, что и до нас доходит только каждый десятый из этих просителей. Как правило, они не участвуют в грантах и в конкурсах на получение средств для своих проектов.

Eсли же говорить об обществе в целом, то надо признать, что у нас в России нет уважения к успеху, к успешным людям. Мы относимся к ним с большим подозрением, если не с желанием поймать, убедиться в том, что они нечестно заработали деньги. Вот если бы мы вдруг осознали, что их капитал стоит большого труда! Поэтому мы должны уважать их труд и относиться к ним как к людям, которые могут чуть больше, чем мы, являются замечательными менеджерами.

Не так давно проводили социологический опрос, и когда спросили молодежь: какой наиболее короткий путь к богатству, на первом месте оказалось — выйти замуж или жениться, на втором — пойти работать в органы власти. И только на пятом месте — завести бизнес и начать зарабатывать. Это какое-то королевство кривых зеркал! Но ведь ничего во всем мире нет достойнее, чем труд. Уважать достойных людей, уважать труд — это перспектива, которая позволит нам стать цивилизованными.

— Как может государство повлиять на открытость благотворителей?

— Их деятельность необходимо выделять из ряда других, признавать и особо отмечать. Но с чем. мы сегодня сталкиваемся? Накануне 55-летия нашего партнера я обратилась в отдел наград: рассказала, что предприниматель внес в казну города немалые ресурсы, спросила, могу ли я стать инициатором его награждения государственной наградой. Мне ответили: нет, на это имеет право только трудовой коллектив. Но я-то хочу наградить не за то, что он шикарный производственник, а за то, что он поднялся на высокую ступеньку — он больше, чем производственник, он член общества.

— Вы говорили о «взрослых» компаниях, их у нас в Тюмени не так много. А какие компании еще участвуют в благотворительности?

— Eсть еще с купеческой натурой, как я говорю. Те, кто предпочитает давать деньги из собственных рук. И когда я встречаюсь с такими людьми, я, конечно, радуюсь, понимая, что это добрые люди. Просто им не хватает профессионального отношения к благотворительности. Им достаточно один раз, например, на Новый год, привезти кому-нибудь подарки, может быть, даже прослезиться…

Бизнес-сообщество меняется. Но таких предприятий, которые готовы создавать внятные социальные проекты и следить за их результатом, пока мало. Очень многие еще используют благотворительность как элемент маркетинга своей компании, создают даже не образ, а частичку образа. Ведь у любого маркетолога в плане обязательно присутствует маленькая благотворительная акция. Это радует.

Но нужно понимать, что благотворительность — это не одноразовая акция, она не случается по команде. Это часть культуры. Во всем мире благотворительность и социальная ответственность — это элементы безопасности компании. А у нас это пока, к сожалению, элемент риска.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта