X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Остроумный обман

«Дачники» — лучший спектакль в гастрольной афише Омского академического театра драмы. Чтобы понять это, не требуется рекомендаций «Золотой маски». Уж если шедевр, то шедевр.

Может, кому-то он душу перевернул, кого-то довел до озноба, до обморока. Всякие бывают зрители. Но я сомневаюсь, что у «Дачников» есть такая сила воздействия. Здесь другое. И во время просмотра, и после него испытываешь желание посмотреть этот спектакль снова. Не для того чтобы найти в нем изъяны, а чтобы насладиться идеальным порядком, утвердить в памяти образ театра, где все «так, как надо».

Отдраили до блеска, соскребли вековые наросты фальши, выбросили ветошь, рухлядь, а то, что выбросить нельзя (сердцу дорого) или пока еще рано выбрасывать (заменить нечем), ловко приспособили к новому интерьеру.

Пролог обещает то, чего в спектакле не будет. Дивная музыка, карнавальные краски, полупрозрачные хитоны танцовщиц… На секунду обманешься: ууу, опять метафора, не привязанная к действию; декоративные ухищрения, которыми прикрывают бедность мысли. Нет, чтобы начать спектакль прямо по тексту, без предварительных менуэтов, многозначительных жестов, масок! Чтобы вышел актер и заговорил, как в жизни говорят.

И он вышел. И заговорил, как в жизни говорят. Жаль, пролог смешал карты, уже не знаешь, чего ждать, опасаешься подвоха. Ладно, допустим, театральщины не будет, но в искренность тоже не слишком верится. Для доверия недостаточно одного, причем избитого, приема: прервать спектакль прямым обращением к публике, сыграть так, будто сейчас, в данный момент, актер не играет. Хотя Владимир Майзингер выполнил прием мастерски.

Что дальше? Затемнение, естественно.

Eстественнее некуда: на даче вырубили свет.

Перекличка, блуждание во тьме, короткие вспышки спичек, грохот падающего стула. Все, как в жизни. Натурально. И вдруг -щелк! — полное сияние, во всю сцену, от одной зажженной свечи.

Так и будет продолжаться, резким колебанием от штампа к подобию новизны, от грубого притворства к тончайшей имитации истины. Потому что никто не хочет быть собой. Прячется за красивые наряды, умные речи. Или наоборот, уродливые наряды, глупые речи. Карабкается на подмостки, встает на стул. Возвышается над собой. У каждого своя причина для маскировки. Но даже полное обнажение, телесное или душевное, даже исповедь — это все ложь. Кто-то играет талантливо, убедительно, а кто-то ограничится париком и гримом, чтобы обозначить желаемое. Остроумие режиссера в том, что синонимом обыденной, обывательской симуляции стал «плохой провинциальный театр».

Eвгений Марчелли держит спектакль жесткой рукой, но этого почти не замечаешь, настолько легко исполнители импровизируют (или делают вид, что импровизируют, — не все ли равно, если обнаружить разницу невозможно).

Актеры хороши, безусловно. Мастерство проявилось не только в «Дачниках». Валерий Алексеев, Eвгений Смирнов, Михаил Окунев, Eкатерина Потапова, Валерия Прокоп, Наталья Василиади, Моисей Василиади, Николай Михалевский, Владимир Авраменко, Марина Кройтор… Простите, собиралась назвать самых-самых, но вижу, что список слишком длинный. Удивительно, что в каждом спектакле сияние премьеров не затмило других исполнителей, не столь ярких. Всегда есть ансамбль, созвучие разных голосов, гармония разных дарований. Благодаря этому самая простенькая комедия положений доставит удовольствие. И почему бы не отпустить грехи изношенной постановке «Волки и овцы» (изделие добротной выделки, но явно состарилось за девять лет), когда она радует актерской игрой.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта