Болеть не рекомендуется…
Наша медицина часто напоминает лотерею: здоровье пациента зависит от того, повезет ли ему с поликлиникой, работником регистратуры, медсестрой.
Конечно, чаще всего успех лечения зависит от «везения на врача».
В эту опасную игру мы и раньше ввязывались время от времени, но в конце 80-х — начале 90-х годов и до сей поры правила этой игры все чаще подменяют собой строгие медицинские стандарты.
Например, чтобы быть более или менее уверенным в качестве диагностики и эффективности назначенного лечения, пациенты советуют друг другу не ограничиваться посещением одного специалиста. С одной и той же болячкой лучше обратиться, как минимум, к двум-трем врачам из разных медицинских учреждений. Результаты визитов, как показывает практика, различаются и приводят в недоумение не только больного, но и следующего врача. Такого же аудита требуют и рецепты.
Ведь не секрет, что есть медики, которые заключают негласные договоры с аптеками или фармацевтическими компаниями: выписывая больному «нужное» лекарство, врач имеет со сделки свой процент. Иногда такой бизнес и не скрывается от пациента: на листочек (не рецепт!) с названиями лекарств ставится штампик с фамилией врача и указывается конкретная аптека (мол, там дешевле).
Возможно, это покажется болезненной подозрительностью, но стоит обратиться за консультацией к другому врачу (а лучше всего к знакомому или по протекции), и вы получите иные советы по применению препарата. И хорошо, если коррекция сведется лишь к более дешевому аналогу — нередки случаи, когда оказывается, что такой препарат бесполезен (или опасен) при вашем заболевании.
Выходит, что качество медицинской помощи — забота самого больного. И фактов, подтверждающих это, множество. В общем-то мы уже привыкли к этому и приняли на себя ответственность, от которой отказалось современное здравоохранение.
И только попадая в экстренные ситуации, вновь ощущаем свою беззащитность…
Совсем недавно стала свидетелем чрезвычайной, на мой взгляд, но, судя по всему, не редкой ситуации в приемном отделении одной из тюменских больниц. На «скорой» привезли женщину с сильным кровотечением. Об этом медикам приемного отделения сообщила врач «скорой». Но процедуру оформления документов эта информация не ускорила. Вскоре пациентку осмотрела врач больницы и попросила младший медперсонал как можно быстрее подготовить и направить ее в отделение («У нее сильное кровотечение», — повторила она).
Каково же было удивление доктора, когда, уже сдав смену и проходя мимо приемного отделения (прошло минут двадцать), она увидела экстренную больную. Выяснилось, что в арсенале средств младшего персонала отсутствует необходимый инструментарий. После разговора с врачом нужный инструмент нашли в другом кабинете, пациентку обработали и отвели в отделение.
Бедной женщине просто повезло, что врач вновь увидела ее. А если бы она уходила домой через другую дверь?..
Вопрос качества медицинской помощи связан с ее доступностью. В национальном проекте «Здоровье» государство более всего позаботилось о доступе больного к современным медицинским технологиям (что тоже очень важно и необходимо) Но самая очевидная проблема — очереди — осталась незамеченной, хотя именно здесь происходит сбой в качестве и доступности.
Конечно, можно сказать, что проблема очередей в нашей стране такая же, как проблема дорог и дураков. Но, осваивая законы нового времени, мы до сих пор не научились ценить свое и чужое время (пусть даже время не рабочее, а «больничного листа»). Формально в каждой поликлинике существует запись к врачу на определенное время. Но помните ли вы случай, когда попали на прием в назначенный срок? В моем опыте разница между предварительной записью и реальным временем приема составила два с лишним часа, у нашего главного редактора — четыре! И подобная ситуация — не чрезвычайная, это ежедневная практика.
Одна из причин — отведенное на прием время, которое по нормам составляет не более 12-15 минут. Учитывая, сколько бумаг за это время нужно заполнить врачу, собственно на беседу с пациентом и осмотр остается и того меньше. На вопрос о том, нельзя ли увеличить время приема, медики отвечают: тогда уменьшится число пациентов, соответственно — доступность медицинской помощи. Уловить логику невероятно сложно.
Победить часть очередей руководители медицинских учреждений надеются с помощью национального проекта, в рамках которого с начала нынешнего года участковые терапевты получили прибавку к жалованью. Eсли еще в прошлом году средняя зарплата врача составляла 9,5 тысячи рублей, то теперь начинающий терапевт получает 17,3 тысячи рублей, врач с опытом работы -21 тысячу. Действительно, увеличение зарплаты немедленно сказалось на кадровом потенциале поликлиник: администрация одной из них, например, впервые за последние годы выдала шесть гарантийных писем. Это значит, что после интернатуры шесть вакансий в поликлинике будут заполнены и дефицита кадров не будет. А значит, сократится нагрузка на врачей, уменьшится очередь.
Правда, проблема оплаты труда узких специалистов в национальный проект не попала и по-прежнему остается актуальной. Так же, как и вопрос: повысят ли огромные средства и мероприятия национального проекта «Здоровье» ответственность врача (медицинского учреждения) за здоровье больных? Или по-прежнему придется уповать на счастливый случай? И, выслушав рассказ об удачно проведенной операции по поводу аппендицита, говорить: «Как вам повезло!»
***
фото: