Крестьянин — «неудобный клиент»
С национальным проектом в сфере сельского хозяйства россияне связывают ни много ни мало, а мечту о возрождении нашего села. К сожалению, пока скорость его реализации совсем не соответствует ожиданиям населения.
— Результаты первого полугодия показывают определенные перспективы, но в целом, к сожалению, не радуют, — такой вывод сделал заместитель полномочного представителя президента России в УрФО Виктор Басаргин на видеоконференции, посвященной национальному проекту «Развитие АПК».
По его мнению, самое тяжелое направление — развитие системы кредитования на селе.
Сегодня на территории Уральского федерального округа потребность крестьян в кредитах удовлетворена всего на… один-три процента. Значительными достижениями в этой сфере пока могут похвастаться только Курганская и Челябинская области, где есть разветвленная сеть отделений «Россельхозбанка».
По объему выдачи кредитов сельским жителям Тюменская область занимает «почетное» третье место, здорово уступая соседям. Причина, видимо, кроется в том, что на территории нашего региона пока вообще нет ни одного филиала «Россельхоз-банка». Переговоры о его открытии ведутся, но в лучшем случае отделение этого банка у нас появится только в конце августа. Все субсидии, предусмотренные национальным проектом, пока идут через различные коммерческие банки, для которых работа с крестьянами — далеко не самое важное дело. Причем банкиры не скрывают того, что считают сельских жителей «неудобными клиентами».
На прямой вопрос Виктора Басаргина, почему крестьянам так сложно получить кредит, представители двух банков, приглашенные на видеоконференцию, ответили перечислением целого перечня причин.
Во-первых, проблема кроется в низкой платежеспособности сельскохозяйственных предприятий. Как известно, мы живем в зоне «рискованного земледелия». Здесь капризы погоды запросто могут уничтожить все мечты о большом урожае. Не добавляет уверенности и ситуация на российском сельскохозяйственном рынке.
— Осенью подойдет срок внесения первых платежей по выданным нами кредитам, а мы вовсе не уверены, что заемщики смогут расплатиться, — говорит директор филиала «Россельхозбанка» в Курганской области Александр Каплан. — Дело в том, что крестьяне уже сейчас жалуются на трудности со сбытом готовой продукции. Eсли они не смогут продать по достойной цене выращенный урожай, то мы, естественно, не получим от них никаких денег. Из-за этого кредитование сельских жителей считается одним из самых рискованных видов банковской деятельности.
Во-вторых, банкиры жалуются на отсутствие у хлеборобов необходимых документов. Например, во многих селах и деревнях отсутствуют похозяйственные книги, без выписки из которых коммерческие банки отказываются рассматривать заявку на получение кредита.
Кроме того, при выдаче целевых субсидий в рамках национального проекта часто возникают трудности из-за отсутствия бумаг, подтверждающих целевое использование денег. Не привыкли еще наши крестьяне собирать в специальной папочке торговые чеки на покупку комбикормов, скота или техники.
По мнению Виктора Басаргина, все эти проблемы можно решить, если главы районных администраций подключатся к диалогу банкиров и крестьян. Опыт показывает, что когда хлопочет чиновник, облеченный реальной властью, — и банкиры становятся более сговорчивыми, и крестьяне — более дисциплинированными. Это как раз тот случай, когда по-настоящему оправдано вмешательство «рычагов власти». Наши сельские труженики, действительно, «неудобные клиенты» для банков, но других-то у нас нет.