Как для Тюмени деньги искали
Роясь в протоколах заседания Тюменской городской Думы столетней давности, я встретил записи о том, как думцы — тогда их называли «гласными» — искали деньги для бюджета, чтобы заткнуть в нем изрядные прорехи.
Итак, 1901 год. Дума решила ввести пятипроцентный сбор с доходов тотализатора при ипподроме в пользу города. Однако тобольский губернатор не утвердил сбор, потому что в Городовом Положении 1892 г. точно указаны источники городских доходов, а введение новых сборов возможно только по решению Государственного Совета. Очевидно: тюменские гласные, вводя новый сбор в казну, плохо знали закон, которым должны были руководствоваться.
В 1902-м поступления в городской бюджет сократились по двум причинам. Первая: когда-то ввели на 10 лет полукопеечный сбор с каждого пуда грузов, перевозимых между станциями Тюмень и Тура по железной дороге, для накопления средств на мощение камнем улиц Тюмени, но потом сократили срок сборов до пяти лет. Вторая: правительство забрало в пользу государства бывшие городские сборы с питейных заведений. В результате «дефицит по смете на 1902-й год достиг небывалой до сего времени цифры — свыше 40 тысяч рублей. И в будущем надо ожидать увеличения дефицита».
А между тем надо было строить больницу, обновить наплавной мост через Туру, перестроить водопровод, заменить трубы и др.
29 мая 1902 г. Дума постановила «ходатайствовать… о пособлении городу от казны в размере 20 копеек с каждого проданного в Тюмени ведра вина. Эго пособие дало бы возможность к содержанию существующих учебных заведений и расширить их в будущем по мере возможности, а не сокращать таковые…»
А 5 сентября в Думе заслушали совет губернатора: «Ходатайство это не может получить благоприятного разрешения ввиду того, что в законе о введении казенной продажи вина не содержится никаких указаний на право городов взимать в их пользу означенный сбор».
Казна не поделилась с Тюменью, и пришлось закрыть одну церковноприходскую школу.
Тогда на этом же заседании гласные решили ввести сбор с велосипедистов за проезд по улицам в пользу города. (Интересно, сколько тогда было велосипедов в Тюмени, если надеялись за их счет поправить казну?) Однако из Тобольска ответили отказом и сбор не утвердили, так как «Министерство внутренних дел уже вошло с предложением в Государственный Совет об установлении… сбора в пользу городов с велосипедов и автоматических экипажей (автомобилей и мотоциклов — А. И.), а потому надо ждать решения Совета».
Наконец, гласным удалось напасть на «золотую жилу» и пополнить доходы. Санитарный надзор давно запретил торговлю на базарах «с полу», торговать стало можно только со столов. Их установили за счет города и сдавали в аренду только на один-два базарных дня. Гласные решили: «за пользование местом и столом взимать плату… по 20 коп. за неделю, хотя бы торговля производится и не всю неделю, а лишь несколько дней или даже один день». В этом решении ничего противозаконного не оказалось.
К осени, очень кстати, подоспело совместное постановление министерств финансов и путей сообщений о введении новых сборов за переправу через реки: «за проезд в дрожках, бричках, повозках и т. п. экипажах городского типа с одной лошади — 2 коп., с двух лошадей — 4 коп. и т. д.; в телегах и др. крестьянских экипажах с одной лошади — 1 коп., с двух лошадей — 2 коп.; с лошади верховой — 1 коп.»
…Так по копеечке пополнялась городская казна. Теперь такие заботы вызывают только улыбку. У нас счет идет на миллиарды рублей.