Мешок с мирозданием
Дмитрий Липскеров. «Осени не будет никогда». ОЛМА-ПРEСС. «Звездный мир», 2006.
Дорогие школьники и студенты, пока вас окончательно не загрузили домашними заданиями и есть время для чтения, предлагаем вашему вниманию новинку отечественной прозы.
Новый роман Дмитрия Липскерова начинается с того, что человеку отрезают ухо. В антисанитарных условиях. Ухо это непостижимым образом попадает в тесто для блинов, а затем — в организм парализованного инвалида. «С яблочком», — думает инвалид, похрустывая ухом, запеченным в оладушке. Чем закончатся приключения уха и инвалида, вы узнаете только в самом конце романа — это и будет изящным завершением, убедительно доказывающим, что есть в мире высшая справедливость. Ибо роман «Осени не будет никогда», при всем своем фантасмагорическом наполнении, — о жертвах любви. Чувства, как известно, сколь нелепого, столь и спасительного.
Инвалид — он тоже жертва, парализовало его, когда он с водосточной трубы сорвался, по которой к молодой любовнице лез. И изуродованная чемпионка Eвропы по плаванию — жертва. И спившийся гениальный художник Вова, нашедший когда-то в детстве холщовый мешок с красками и осенними листьями, никогда не теряющими терпкого аромата, и с тех пор влюбившийся в мир неразделенной любовью, — тоже жертва.
От романа «Осени не будет никогда» читатель получит именно то, что ожидает: свободу вымысла в сочетании с правдой жизни, значительность общей идеи смысла произведения. Знаешь и веришь, что этот угадываемый смысл рано или поздно откроется. И. уже потому так погружаешься в рассказ о невероятных похождениях героев, с которыми здесь может произойти все что угодно.
Но автор не злоупотребляет своим даром фантаста. В судьбах его героев (милиционеров Душко и Хренина, Пожидаева и Жарова, врача-психиатра Александры Бове и экстрасенса-ветеринара Андрея Слизкина) ничего фантастического нет.
Все они страдают. Страдают не слезно, не пафосно, но привычно, буднично и потрясающе очаровательно. Их беды и привязанности весьма нетипичны, но вместе с тем так душевны и достоверны, что всерьез хочется плакать.
А конец — счастливый. Согласитесь, для хорошей литературы, а не той, что в мягких корках и для поездов, это — редкость. И тут, конечно же, не обошлось без магии и антиреализма… И еще любовь сыплется, брызжет, и пусть даже беспорядочно вываливается из этого романа, рога изобилия, мешка с мирозданием.
Дмитрий Липскеров — высокий красивый мужчина в самом расцвете сил, владелец сети ресторанов и по совместительству популярный русский писатель — отважный человек. Потому что надо иметь отвагу писать сейчас так, что вспоминаются все — от Гоголя и Булгакова до Пелевина и Крусанова. Раздолье для критика, упрекай во вторичности. Но не хочу. К тому же я не критик, а всего лишь неамбициозный книжный обозреватель.