Тише едешь — меньше платишь
«Пожалуйста, объясните людям, что не нужно торопиться с приватизацией дачных участков», — почти в один голос твердят представители власти, общаясь с журналистами.
На совещании, которое главный федеральный инспектор в Тюменской области Владимир Ульянов посвятил начинающейся «дачной амнистии», это высказывание не раз прозвучало из уст чиновников разного ранга. Представителей власти можно понять: они опасаются ажиотажа и, как следствие, огромных очередей в органах регистрации.
— Россияне традиционно боятся всего, что исходит от власти, поэтому изменение процедуры приватизации их, естественно, встревожило, — говорит председатель Тюменского садоводческого потребительского союза Александр Казаков.
1 сентября 2006 года вступил в силу Федеральный закон N 93, излагающий упрощенный порядок оформления прав на недвижимое имущество. Однако «простота» нового способа составлять документы весьма спорна. Как минимум, нужно побывать в двух учреждениях. Сначала необходимо поставить свой земельный участок на кадастровый учет в Роснедвижимости, а потом оформить право собственности на него в Росрегистрации. Предполагается, что все это не займет много времени благодаря использованию нового документа — декларации, которую достаточно заполнить для регистрации участка и имеющихся на нем строений.
Но самих деклараций еще никто не видел — не успели отпечатать. Создалась парадоксальная ситуация: всего пакета документов по новому порядку регистрации еще нет, а дачники уже начинают хлопотать. Кто-то собирает какие-то деньги, кто-то атакует чиновников и председателей садоводческих обществ.
— На сегодняшний день в Тюмени приватизировано что-то около пяти процентов дачных участков, — рассказывает Александр Казаков. — Председателям садоводческих обществ пока непонятно, с каких конкретных шагов начинается процедура оформления документов. Они мне звонят и спрашивают: «Какие справки мы должны выдавать садоводам?»
Дело в том, что до тех пор, пока нет нормальных деклараций, их, теоретически, может заменить бумажка «Гражданин такой-то имеет в садоводческом объединении участок, расположенный там-то».
— Несмотря на то, что еще не приняты необходимые нормативные акты по новому порядку регистрации, Главное управление Росрегистрации по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО готово к работе с теми гражданами, которые хотят уже в начале сентября воспользоваться новым законом, —
утверждает Александр Одинцов, руководитель этого учреждения.
Однако непривычные к бюрократическим тонкостям председатели садоводческих обществ теряются, когда нужно сочинять некий абсолютно новый документ, аналогов которому до сих пор не было. Они больше склонны дождаться присылки из Москвы деклараций вместо того, чтобы брать на себя лишнюю ответственность.
В принципе, они правы. До 2010 года еще далеко, спешить некуда. Кроме того, политика выжидания выгодна с точки зрения экономии денег. С 1 января 2007 года сама плата за оформление документов на право собственности снизится в пять раз (с 500 до 100 рублей). Значит, самые терпеливые не только сберегут нервы, но и сэкономят энную сумму.
Но выжидательная позиция дачников вовсе не выгодна коммерческим компаниям, занимающимся межеванием. Стремясь не упустить большие деньги (от трех до пяти тысяч рублей с каждого садовода), они всячески подогревают ажиотаж вокруг предстоящей приватизации. Так, по крайней мере, утверждалось на упомянутом выше совещании.
Говорят еще, что дачников будто бы пугают: мол, если не заплатите сейчас за межевание, то завтра не сможете оформить приватизацию, и участок у вас отберут. Разумеется, подобная «страшилка» — ложь. Дачный участок никто ни у кого не имеет права отобрать. Наоборот, словосочетание «дачная амнистия» означает, что у садоводов появилась возможность легализовать даже те сотки, которые они когда-то самовольно присоединили к своему участку, просто передвинув забор.
— Мы без проблем оформим документы на дачу, если расширение участка произошло не за счет соседа и размер лишней территории не превышает предельных размеров, установленных муниципальной властью (в разных населенных пунктах эта цифра варьируется между четырьмя и двадцатью пятью сотками), -разъясняет Сергей Шулинин, руководитель управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тюменской области.
Когда лишних соток’ нет, то межевать участок вообще не обязательно. Кадастровый номер, необходимый для приватизации, земле присвоят на основании других документов. В действительности межевание нужно только при осуществлении сделок (продажа, дарение или завещание), хотя в некоторых случаях и тут можно обойтись без него.
Региональная власть имеет право регулировать расценки на межевание. Тюменская область пока этими полномочиями не воспользовалась, но вполне может это сделать в любой момент. Eсли через месяц-другой областная власть издаст документ об установке определенных расценок на межевание, то садоводы смогут сэкономить еще какую-то сумму.
Значит, в выигрыше окажутся те, у кого хватит терпения дождаться того момента, когда исчезнут все организационные и законодательные неувязки. Жаль, конечно, что бюрократическая машина оказалась столь неповоротливой, но, вооружившись слегка перефразированной пословицей «Тише едешь — меньше платишь», садоводы вполне смогут благополучно миновать все подводные камни «дачной амнистии».
***
фото: