Капкан для нефтяников
Неправильное применение норм права, регулирующих предпринимательскую деятельность, и устаревшие положения лицензионных соглашений могут в конечном итоге затормозить рост темпов добычи нефти.
В последнее время значительно усилилось внимание правоохранительных органов к нефтяному производству. Однако связано оно не с проблемами добывающих предприятий, не с незаконными врезками в трубопроводы или хищениями нефти, не с фальсификацией нефтепродуктов и даже не с ростом цен на последние. Интерес вызван фактами превышения проектных уровней добычи нефти, либо иного отклонения от условий лицензионных соглашений. Порой это крайне обостряет отношения государства и нефтяников. Более того, в последнее время по таким фактам возбуждено несколько уголовных дел. Причем обвинения предъявляются по статье за незаконное предпринимательство. По мнению экспертов, такое рвение может привести к болезненным последствиям для нефтегазовой отрасли.
Сегодня, когда нефтяные компании проявляют все большую ответственность за недра, за жизнь и здоровье людей, вкладывают немалые средства в новейшие технологии, позволяющие наращивать производство без вреда для месторождений и окружающей среды, в отношении них возбуждают уголовные дела.
Да, правовые аспекты работы в столь сложной отрасли хозяйства, как «нефтянка», к сожалению, пока несовершенны.
Но, обвинения нефтяников в незаконном предпринимательстве не выдерживают критики. Правоприменители необоснованно смешивают недропользование и предпринимательскую деятельность. К этой теме уже не раз обращались ученые-правоведы.
Так, по мнению видного специалиста в области уголовного природоохранительного законодательства доктора юридических наук Эдуарда Жевлакова, высказанному в его монографии «Уголовно-правовая охрана окружающей среды в РФ», добыча полезных ископаемых сверх установленного в лицензии объема может повлечь уголовную ответственность лишь в случае, если повлекла за собой причинение значительного ущерба. При этом речь идет об ответственности за нарушение правил охраны и использования недр, а никак не за незаконное предпринимательство.
Вполне категорично по этому поводу высказался один из ведущих российских правоведов профессор Анатолий Наумов: «Не всякое нарушение, допущенное субъектом предпринимательской деятельности, влечет за собой его ответственность за незаконное предпринимательство. Не образует незаконного предпринимательства и осуществление недропользователем добычи нефти сверх уровней добычи, предусмотренных лицензионным соглашением и проектными документами» («НефтьГазПраво», 2006, N1).
Так что, похоже, отдельные следователи, мягко говоря, перегибают палку.
Между тем, складывающуюся ситуацию понимают и в руководстве страны. Сознавая, что от уголовных дел нефти больше не станет, уже сейчас ведут активную работу по изменению существующей процедуры заключения и внесения изменений в лицензионные соглашения. В частности, Министерство природных ресурсов в настоящее время продолжает разработку нового порядка составления проектной и технической документации на разработку месторождений как раз с учетом более гибких подходов к показателям добычи, прописанных в лицензиях. Так что есть надежда, что вскоре нефтяники смогут вести нормальную работу без страха перед уголовным преследованием.