X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Сам себе солист, сам себе дирижер

— Говорят, Юрий Башмет — уникальный альтист, -рассказывала одна нарядная дама своей спутнице, занимая место в очереди в гардероб Тюменской филармонии.

— А ведь альт — это исключительно оркестровый инструмент, -продолжила она. -Скрипка, но еще не виолончель. По звуку напоминает печальное жужжание пчелы…

Я позавидовала эрудированности дамы, потому что ни альта, ни игры на нем Юрия Башмета никогда не слышала. И как выглядит альт, тоже не знала. Зато мне, как и многим другим тюменцам, посчастливилось попасть на открытие юбилейного 20-го фестиваля «Алябьевская музыкальная осень», которое состоялось 22 сентября. И начал фестиваль музыкант и дирижер Башмет и его оркестр «Солисты Москвы».

От пресс-конференции, запланированной перед концертом, маэстро и его музыканты отказались — серьезно готовились к выступлению. Почитателей классической музыки (а Башмет и его оркестр исполняли в основном Бранденбургские концерты Иоганна Себастьяна Баха) -полный зал.

Концерт получился двойным, и не только потому, что традиционно состоял из двух отделений. Но и оттого, что Юрий Башмет выступил в нем в разных ролях: дирижера и музыканта. Правда, к сожалению, дирижером он побыл больше, чем альтистом’.’Почему «К сожалению» — объясню.

Итак, двойной концерт. Один, с хорошим дирижером и очень хорошим ансамблем, прошел в обычной гипнотической атмосфере ритуальной медитации. И весьма успешно: кашель только между частями, преувеличенное внимание публики, изрядные аплодисменты в финалах. Башмет — очень сдержанный, неулыбчивый. Музыканты гораздо более «живые», но внимание зала сосредоточено не на них.

А другой концерт — это когда во втором отделении маэстро повернулся, наконец, лицом к публике и взял в руки альт. Альт — переворачивающий душу, электризующий зал, заполняющий весь его объем бархатным звуком чисто природного свойства. Печальное жужжание пчелы?

Eдва ли. И вот этот, другой концерт прошел триумфально, первую часть, вполне достойную, сделав как бы «нагрузкой».

Вот здесь зал и понял, что такое, до поры таившееся, «другое» и чем талант отличается от профессионала. Свойство альта по сравнению со скрипкой — быть ближе к грешной земле. Eго звук ворочается в нас, как проснувшаяся совесть, он разгорается и на пике мелодии угасает, как дальняя радиоволна. Башмет этой палитрой владеет в совершенстве, он солирует, оставаясь плотью от плоти оркестра — свой среди своих.

Анна Пшеничникова

В какой-то степени это вивисекция над слушателем и над музыкой. Опасный перепад давления. Хотя, может, и хитроумный репертуарный трюк, заставляющий публику вожделеть и замирать в ожидании настоящего музыкального явления. Чтобы потом по-аптекарски отмерить дозу гениального искусства, которого никогда не должно быть много.

***
фото: Вверху — Юрий Башмет (в центре) и «Солисты Москвы» — только что отзвучала музыка и настало время цветов;Мгновение концерта.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта