Уроки Профсоюзной улицы
Будущее деревянного дома N 61 на двух хозяев по улице Профсоюзной определено: через несколько дней его снесут. Это последний из тех, что мешали расширению магистрали.
На днях кондовый сруб под почерневшей шиферной крышей обнесли высоким зеленым забором, оставив небольшую дырку для жильцов. На месте грязного котлована, который мы наблюдали еще на прошлой неделе, — ровный асфальт. Правда, тротуара пока еще нет, но для автомобилистов — отрада: ни блоков на пути, ни тяжелой техники.
Последи из могикан
На улицу Профсоюзную семья Тутыниных перебралась в 1983 году. Купили половину частного дома. Уже тогда их предупреждали: когда-нибудь будут сносить, зря вы тут селитесь. Но семье жилье приглянулось. Дом добротный, из качественного дерева. Eсть небольшой огород. И — центр города. Реализовала Надежда Петровна и свою творческую жилку -торцы бревен разрисовала всеми цветами радуги (не зря ведь в День строителя родилась, шутит она). Вот и получился веселый домик, который не один год привлекает внимание прохожих.
А через двадцать лет снос стал реальностью — началась реконструкция улицы.
В гостях у Надежды Тутыниной мы побывали на прошлой неделе, накануне официального срока их переезда на новую квартиру (после заключения договора с городской администрацией и получения компенсации семья должна съехать через 14 дней).
В тесном дворике кавардак: «Вот, готовимся к переезду, сортируем, что с собой заберем, что выкидывать». Но среди понятного беспорядка посторонний взгляд останавливается на горшках с комнатными растениями. Их много. Они везде: на подоконниках, на фундаменте, на покосившихся тумбочках, просто на земле. «Очень цветы люблю, — отчего-то застеснялась хозяйка. — Да тут почти ничего не осталось. Из-за переезда часть цветов подругам раздала, часть на работу увезла. Жалко же выкидывать!» С собой забрать? Деньги — компенсацию за снос — город перечислил, но пока квартиры не куплены -подбирают (семья Тутыниных покупает три небольшие квартиры на окраинах).
— Завтра уже съехать должны, — сообщила Надежда Петровна, -но пока не получается: до 25 сентября, наверное, задержимся. Поэтому и дорожникам рыть возле дома разрешили, чтобы не задерживать их.
Рабочие «Аэродромдорстроя», которые заканчивают многолетнюю «дорожно-строительную эпопею на Профсоюзной», предоставившуюся возможность не упустили — под окнами день и ночь ревел то экскаватор, то груженные песком и щебнем грузовики. Из-за непролазной грязи на бывшем уже тротуаре дом оказался отрезанным от мира. Жильцам пришлось смириться: кордон из машин не выставишь, круглосуточное дежурство тоже не организуешь. Это в прошлом, когда им по-настоящему приходилось охранять свои жилища. О том времени Надежда Тутынина вспоминает нехотя:
— Третий год так живем. Вымучивали всю улицу. Вот нынче сказали огород не садить — переселять будут. Последние месяцы -вообще как на пороховой бочке. Раз по сорок на дню милицию вызывали: дорожники за работу принимаются, а разрешения у них на раскопки нет. Милиция уедет, а рабочие опять тут как тут.
Жители последних домов на Профсоюзной даже отпуска брали по очереди: чтобы кто-нибудь круглые сутки дежурил на улице. Боялись поджогов. Когда появлялись люди в оранжевых костюмах и спецтехника — блокировали подступы к своим жилищам.
— Сколько жителей с инфарктами отсюда увозили, — силится припомнить Надежда Петровна. -Тройной союз (так жители Профсоюзной окрестили участников реконструкции улицы — областной жилищный фонд, управление автодорог области и городскую администрацию. — М.С.) с нашими условиями долго не соглашался, а когда мы обратились в прокуратуру, тут они безоговорочно пошли нам на уступки. Правда, договора десять дней ждали. Не выдержали, позвонили заместителю главы города Голоусу. Тот пообещал собрание провести и сообщить результаты. После этого деньги сразу перечислили.
Вообще Андрея Голоуса Надежда Тутынина вспоминала не раз. Начнут дорожники копать ночью, жители звонят Голоусу: «Приезжайте, разберитесь». И приезжал, с людьми разговаривал, увещевал. Пришлось договариваться…
В расселении жильцов частных домов на ул. Профсоюзной городская администрация участвует с февраля 2006-го. За это время проведено не одно рабочее совещание, десятки поездок на место событий, разговоров со сплоченными против всех жителями «деревяшек». Говорить с толпой бесполезно: негодующая живая масса не способна воспринимать информацию. Поэтому приходилось беседовать с каждым хозяином.
— В целом переезд прошел организованно, хотя и не без нервов, — подводит итог заместитель главы города Андрей Голоус. — Пока не снесенным остается один дом: люди еще живут, но препятствий больше не чинят. Однако мы со всеми рассчитались. Горожане несколько нервно восприняли переезд. У многих земля была в собственности. Поэтому люди вправе претендовать на компенсацию. А мы без их доброй воли снести дом не могли. Пришлось договариваться.
Несмотря на то, что администрация могла обратиться в суд по поводу самых несговорчивых хозяев, город с жильцами разошелся полюбовно. Конечно, у города на вооружении существуют документы, регулирующие подобные ситуации, но что касается Профсоюзной, то здесь было упущено время, считает Андрей Голоус. Поэтому пришлось искать компромисс, решения, которое бы удовлетворило обе стороны.
— Спорили, ругались, мирились, опять спорили, — восстанавливает в памяти события Андрей Вячеславович. — На уступки в большей степени пришлось идти администрации. По распоряжению главы города была создана комиссия по урегулированию споров, где рассматривали заявки каждого хозяина. Понять людей можно, они всю жизнь прожили на этом месте: рядом школа, больница, свой огородик, есть где машину поставить. А тут переезд! Надо гараж покупать, и овощи сажать негде. Люди ведь там не самые богатые. К тому же стоимость жилья по городу кратно расходится с той суммой, в которую оценен деревянный дом: сопоставить невозможно. Поэтому глава города дал команду: найти максимально взаимовыгодные условия — в первую очередь удовлетворить запросы горожан, но и чтобы для бюджета особо накладно не было.
Уроки улицы Профсоюзной городской администрации пригодятся: скоро предстоит расселять район строящегося путепровода «Стрела» — первые переселенцы появятся уже в этом году.
***
фото: