Мост «У»
У фонарей Дворцового встречались Лена с Вовою,
А Коля, тот бежал
на Биржевой…
Помните такую незамысловатую песенку прошедших времен? Я вспоминаю ее, читая репортажи корреспондентов, совершающих чудеса словесной эквилибристики всякий раз, когда речь заходит о городских мостах и путепроводах.
Число их все возрастает, а что пишут? Например, «путепровод через Транссибирскую магистраль в створе улицы Пермякова»… Язык сломаешь! Мост в створе улицы Челюскинцев… Мост у деревни Плеханове. Но самый главный шедевр — «мост у «Стрелы». Какой-такой «Стрелы»? Кто сейчас помнит, что напротив автозаправки за линией когда-то стоял ресторан «Стрела»?..
Во всем мире абсолютно не так. Про Петербург я уже сказал. В Венеции — мост Вздохов. Где-то в Латинской Америке — мост Людовика Святого. В Лондоне — мост Ватерлоо, даже фильм с участием этого моста снят.
И это справедливо. Мосты и путепроводы, которые, по сути, -те же мосты, — это самые крупные строительные объекты в Тюмени. Не исключено, что даже и самые дорогие. Но — остаются безымянными. Словно они самостоятельной роли не играют, а так себе — незначительная деталь пейзажа. Стоит нечто такое, второстепенное, застит людям горизонт, как рекламная перетяжка.
Около улицы Пермякова…
Придаток, вроде аппендикса, к улице Мельникайте…
Тот, что ведет в Рощино, и вовсе — «развязка»…
Будь я мостом, взбунтовался бы. Несправедливо! Ну, повесили вантовую игрушку, прогулочную забаву и назвали «Мост влюбленных», а серьезные большегрузные рабочие мосты, которые трудятся день и ночь, неся на своих железобетонных спинах тысячи машин и сотни тысяч людей, даже имени собственного не имеют.
А отчего бы уважаемой комиссии по топонимике не устроить конкурс по присвоению имен не безымянному проезду или части улицы от угла до угла, а великим творениям инженерного гения? Говорю «великим» безо всякой иронии. Много лет общаясь с замечательными инженерами-мостовиками — Солохиным, Смеховым, Донадзе и другими, я научился смотреть на эти уникальные конструкции их глазами. Мне приходилось ступать, замирая, по верхнему поясу железнодорожного моста через Обь у Сургута и с завистью и страхом смотреть, как монтажники бегом передвигаются по узкой стальной полосе с ящиком болтов на плече. Я радовался, когда Валентин Федорович Солохин, который так и не дождался возможности построить мост в нижнем течении Eнисея у села Eрмаково, все-таки сумел создать два других уникальных вне-разрядных сооружения — вантовый автомобильный мост через Обь и иртышский у Ханты-Мансийска, который за красоту и изящество стоит называть «Красный дракон».
Уважаемая комиссия по топонимике! Обратите внимание на молчаливые шедевры российского инженерного творчества. Давайте дадим им имена. И тому скоростному, что начинается от улицы Профсоюзной у Загородного сада и впадает, как бетонная река, в улицу Дружбы. И двум работягам, которые служат нам больше, чем по полвека, соединяя северную часть города с его центром. И всем четырем путепроводам через Транссиб — трем построенным и четвертому, что растет у нас на глазах, хронику которого уже год пишут корреспонденты нашей газеты.
Что касается этого последнего, то у меня есть даже предложение, если позволите. Eго усталый предшественник, чье астматическое бензиновое дыхание чувствует в часы заторов весь город, давно уже носит неофициальное и некрасивое название -Горбатый мост. Новый мост будет прямой, как… Совершенно верно, как стрела. И в память о прошлом, и как оценка нового летящего характера, может быть, его и назвать — «Стрела»?
«Стрела», а не мост у…
***
фото: