Душа плотника с моста на «Стреле»
Eсть на строительстве путепровода уголок, где царствует не суровый металл и сварка, а теплое, ароматное дерево.
Да, ароматное, не удивляйтесь. Заходишь в ангар, который является столярной мастерской, и в нос ударяет свежий запах древесины, такой приятный, вызывающий воспоминания детства.
Не скажу, что здесь тепло и уютно. Ангар — большое темное помещение, и температура внутри не выше, чем на улице. Зато сухо. Это вдвойне приятно, так как погода нынче выдалась на редкость неудачная для бесед под открытым небом: нудный моросящий дождь, хмурые облака и ветер.
Даже плохое настроение «небесной канцелярии» не испортило моего впечатления от знакомства с местным плотником — Олегом Зайцевым.
Он встретил нас в дверях столярки и, как мне показалось, немного растерялся. Видно, раньше на мосту нас не встречал, хотя работает здесь с 30 ноября прошлого года. Рассказывает, что первая вахта длилась целых 45 дней, и Новый год пришлось встречать на работе. «Душой и сердцем все равно был с родными, -вспоминает он, — звонил, интересовался, как они там без меня празднуют».
Там, то есть в Ульяновске, у Олега Николаевича семья — жена и трое детей. Старший, Святослав, учится в— педагогическом колледже, средняя — Радмила, младшенький — Ростислав. «Мы с женой выбирали имена красивые, древнерусские. Я ведь историк по образованию. Eще со школы был у меня интерес, а после армии, в 24 года, пошел учиться в казанский институт», — рассказывает Зайцев.
17 лет преподавал историю в школе, но из-за задержек с зарплатой дело оставил. «У нас тогда многие уходили, хорошие учителя…» С 1999 года он — на строительстве мостов.
… Позже, просматривая в редакции снимки, поймала себя на мысли: «И правда, так похож на учителя. Даже зеленая рабочая спецовка и древесная пыль на лице не скрывают внутренней интеллигентности, организованности, живой мысли».
Оставив школу, Зайцев работал в 47-м мостоотряде. Четыре моста построил: в Питере — Митрофаньевский путепровод, под Калугой — автомобильный, в Москве… А теперь в Тюмень закинула судьба.
Олегу Николаевичу 52 года. По-моему, он относится к числу тех людей, чей возраст трудно без ошибки определить по внешнему виду: невысокий темноволосый мужчина, подтянутый, аккуратный. Наверное, это благотворное влияние ежедневных занятий спортом. Каждое утро — подъем в 5.30 и пробежка по городу, которая занимает около сорока минут. Маршрут примерно таков: ул. Орджоникидзе, Ленина, Герцена, Червишевский тракт. «Eще с армии осталась привычка, — объясняет он. — Я служил в Группе советских войск в Германии, был шофером…»
Стройка на «Стреле» собрала удивительных людей! Как попал сюда историк с отличным знанием английского языка, хороший водитель и плюс ко всему спортсмен? Говорит, что когда-то отец, плотник, брал его с собой на работу.
Сейчас он готовит деревянные «блины», как их называют в столярке. «Блин» делается из твердых пород дерева и ставится на сваю, когда ее забивают, чтобы не крошить металл, — рассказывает Зайцев. — В зависимости от земли, на одну сваю можно потратить один или несколько «блинов»… Или вот, например, «фаски» (показывает длинные деревянные рейки) необходимы, чтобы бетонные свечки имели красивые скошенные края».
«Вы только не расписывайте очень уж, — попросил Олег Николаевич на прощание, улыбаясь одними глазами небесно-голубого цвета, — а то скажут ребята, что, мол, расхвастался. А лучше сфотографируйте нас всех вместе, на память…».
***
фото: Плотник Олег Зайцев.