Пятница «красного ДОКа»
В кабинете генерального директора ДОКа «Красный Октябрь» висит карта Тюменского района. В городе началась кампания по высвобождению территории, занятой промышленными предприятиями, ДОКу тоже хочется заглянуть в будущее.
А пока… А пока ДОК торжественно открывает новый цех. Это случилось в пятницу.
Прежнее официальное название — цех переработки пиломатериалов. Фактически — цех, где создавалась мебель из массива.
Мебельная мода 90-х годов возвела на пьедестал массив — мебель, изготовленную из цельного дерева. Массив дорог в силу природы материала. Продажа едва покрывала издержки. Но накопился опыт, который можно сформулировать несколько неожиданно: проблема «лишнего качества».
Дорогую старинную мебель, пережившую века, покупают либо очень богатые люди, либо коллекционеры. Средний класс не рассчитывает на вечную мебель, он обновляет обстановку в среднем раз в 5-7-10 лет. Мир мебели вынужден развиваться в двух параметрах: цена и качество. Их оптимальное сочетание позволяет жить производству.
Массив высокое качество давал, но оно же диктовало неподъемную для массового покупателя цену. Цех массива был обречен.
А 6 октября на ДОКе запущен цех переработки плитных материалов. Красную ленточку перерезал губернатор Тюменской области Владимир Якушев.
Губернатор выразил радость в связи с «открытием еще одного производства, которое представляет собой совершенно новую технологию». Он отметил, что событие стало возможным, поскольку объединились усилия и производственников, и финансистов, и правительства области, которое компенсировало процентную ставку по кредиту, взятому на переоборудование цеха.
— Проект достаточно удачный, и задача правительства в том, чтобы таких проектов на тюменских предприятиях стало больше.
— Владимир Якушев адресовал вопрос и руководству ДОКа: — Не станет ли мебель теперь дороже?
— Мы ориентируемся на затраты, — ответил генеральный директор ДОКа Андрей Мединцев. — Но учитываем и покупательскую способность тюменцев. Наш клиент — человек среднего достатка. Производительность труда на этом оборудовании возрастет в полтора раза, это позволит нам удержать цену, не уступая в качестве.
Из небольшого обмена мнениями между губернатором и директором (о выходе на рынки в других территориях, об обновлении модельного ряда) стало ясно, что более всего тюменских мебельщиков беспокоит не конкуренция между предприятиями, а давление на рынок со стороны теневого сегмента, которого нет в госреестре и который не платит налогов. По словам Андрея Мединцева, «серое производство» в мебельной промышленности примерно равно по объему продукции легальных предприятий.
— Можно что-нибудь включить? — поинтересовался губернатор. Eму показали на зеленую кнопку, Якушев тотчас нажал ее…
… Заработали конвейеры, поползли по ним раскроенные пластины деревоплиты, одеваясь в полировку, обрастая кромками. Рабочий голос нового цеха негромок, хозяева уверяют, что тем, кто здесь трудится, — цех рассчитан на персонал в 92 человека — не придется пользоваться берушами. Древесная пыль тотчас отсасывается воздуховодами.
Пока губернатор под прицелом фото- и телекамер заинтересованно осматривает цех, мы остановимся возле одной из работниц.
Ольга Юкляевских, оператор односторонней облицовки, на ДОКе всего полтора года. Работала на аккумуляторном заводе, «выработала вредность» и перешла сюда. Обновленный цех нравится. Мы желаем ей удачи.
— Спасибо, — говорит Ольга. -Во всяком новом деле должна быть удача.
В числе гостей, приглашенных на запуск цеха, — смежники, поставщик нового оборудования — германская фирма «Хомаг». Там же мы обнаружили и директора мебельной фабрики «Заречье» Сергея Киверина. На вопрос о впечатлениях он ответил кратко, но эмоционально. Показал на оборудование конвейеров:
— «Хомаг»! Высший пилотаж!
… Когда все вернулись к своим обязанностям, появилась возможность поговорить с директором ДОКа.
— Итак, возвращение к дерево-плите?
— Да, мы вернулись к своему потребителю.
— Это шаг назад?
— Логика требовала отказаться от лишнего. Это не первый случай — еще четыре года назад мы закрыли производство мягкой мебели. Надо концентрироваться, искать свою нишу. В этом смысл отказа — в умении отсекать лишнее. И, в конце концов, это привело к модернизации цеха.
— Начало или конец этапа поисков?
— И то, и другое.
— На открытии было сказано: это новое поколение техники…
— Да. Это оборудование конца 2005 года… … которое требует и новых специалистов? Где их взяли?
— Часть рабочих — комплектовщики, упаковщики — люди, которые остались на предприятии. Мы подготовили операторов, которые уже знакомы со станками «Хомаг». Два месяца с ними работали наладчики из Германии. Другие станут учиться в процессе производства. Конечно, это вынужденная мера. Высококлассных специалистов для оборудования такого уровня лучше готовить заранее. «Хомаг» предложил вариант, который заинтересовал и нас, и тюменский лесотехникум. «Хомаг» готов предоставить в распоряжение техникума свое новое оборудование, на котором станут учиться будущие мебельщики. И для «Хомага» выгодней фактически постоянно действующий демонстрационный зал. Правда, у техникума пока негде все это смонтировать…
— И последний по времени, но не последний по значимости вопрос: из города выводятся промышленные предприятия, а вы открываете новый цех. Логично ли?
— Мы рассчитываем проработать на этой площадке еще лет десять-пятнадцать. Хотя все может пойти иначе. Во всяком случае, карта Тюменского района висит у меня в кабинете… К тому же на вынос нужны деньги. Эффективное производство и создаст необходимый капитал. Вот задача номер один.
НА СНИМКE: генеральный директор ДОКа Андрей Мединцев, губернатор Владимир Якушев и его заместитель Александр Моор на открытии цеха.
НА СНИМКE: Ольга Юкляевских у нового конвейера.
КУРЬEР
***
фото: