X

  • 28 Июнь
  • 2024 года
  • № 69
  • 5568

Творить, дарить, благодарить

«Гастроли в Лондоне, гастроли в Тюмени — для меня нет разницы», — сказала балерина Илзе Лиепа на пресс-конференции перед тюменским концертом.

Слышать такое, конечно, приятно. Когда живешь далеко не в Лондоне. Приятно, что тебя уважают. Стараются ничем не задеть твоего самолюбия.

В Илзе чувствуется выучка: прямая спина, улыбка, лучезарный взгляд, отрепетированное выражение лица перед объективом фото- и видеокамер. Режиссер Грамматиков как-то сказал, что балерины жеманны. Да, есть немного. Некоторая эмоциональная преувеличенность, подчеркнутая выразительность взгляда, жеста — даже вне сцены. Однако в Илзе помимо специфического отпечатка профессии присутствует аристократизм, врожденный или воспитанный.

Eе коллеги, звезды балета, держались чуть иначе. Без грима, неярко одетые, скромные. Как будто в тени, за спиной предводительницы. Илзе называет их «ребята»: «Это слово не принижает, оно объединяет нас в дружеских чувствах».

Ребятами когда-то называли крестьянских детей. Танцовщики сродни крестьянам. Занимаются тяжелым, изнурительным трудом, от рассвета до заката, с короткими передышками, куда приходится вмещать всю остальную жизнь.

Журналистов интересовало, что эти труженики делают в свободное время. Ничего особенного не делают. Eздят на дачу, читают книги, смотрят телевизор. В общем, нормальные люди. У них дети есть.

Илза в очередной раз ответила на вопрос, каково быть дочерью знаменитого отца. Она задумывается над фразой «на детях гениев природа отдыхает». Смысл находит в том, что надо работать, даже если природа отдыхает. «Думаю, надо создать атмосферу, которая не подавляла бы детей, чтобы не было ощущения «вам до меня не дотянуться». Нам с братом повезло, отец подтягивал нас до себя. Говорил: «Ребята, если вы хоть немного постараетесь, у вас будет такая интересная жизнь!» И у меня действительно интересная жизнь». (Марис Лиепа тоже уважал слово «ребята»).

Концерт звезд русского балета прошёл в Тюмени при поддержке Альфа-банка. «Без меценатства искусству невозможно существовать», — подчеркнула Илзе Лиепа. Хорошо, когда это понимают не только люди искусства.

Ради капли меда

Разговор о меценатстве продолжился после пресс-конференции. На вопросы отвечал Александр Гафин, член совета директоров Альфа-банка. Он впервые приехал в Тюмень.

«Меценатству научиться невозможно. Это или веление души, или имиджевые проекты». В случае с Альфа-банком верно второе: культурные мероприятия работают на имидж. Однако веление души тоже сыграло роль. Стратегию наращивания морального капитала определяет профессиональный литератор, знакомый со многими деятелями искусства.

Гафин считает, что государство должно поощрять бизнесменов добрым словом. Допустим, 7 ноября президент собирает благотворителей на праздничный обед и говорит им «спасибо». То же самое могли бы сделать и губернаторы. «Спасибо» — ничтожная малость, но именно этого, по мнению Гафина, ждут меценаты. Или, допустим, коммерсант «сделал что-то для села, почему бы не переименовать улицу в его честь?» Публично выраженная благодарность покажет обществу, что бизнес — часть нашей жизни, а не параллельная жизнь.

Давно идут разговоры о налоговых льготах для тех, кто жертвует деньги на нужды культуры.

Гафин думает, что в России этот стимул не эффективен. «Подобные послабления превращаются в лазейки для отмывки денег».

В идеале Александр Дмитриевич видит ситуацию, когда не один бизнесмен дает искусству десять миллионов долларов, а миллион человек дают по десять долларов.

Благодаря Альфа-банку тюменцы увидели не только звезд балета, но и фотовыставку журнала «Гео», первый спектакль Дома актера «Убей меня, голубчик», посетили «Майскую ночь» в музее изобразительных искусств.

В социальном отчете банка за прошлый год есть фотографии с тюменского спектакля. Передам в Дом актера, пусть учредители присоединят буклет с отчетом к немногочисленным наградам, которые они получили за свое благородное начинание. Надо же как-то компенсировать неприятные последствия добрых дел. Кому, как не меценатам, знать, что на бочку дегтя приходится капля меда. Некоторые коммерсанты скрывают факт пожертвований, чтобы не навлечь на свою фирму поток зависти, а то репрессии.

История картины

После интервью Александр Гафин встретился с директором музея изобразительных искусств Надеждой Васьковой. Журналистам не рассказали, какие проекты с участием банка ожидают нас в ближайшем будущем, но, судя по визиту в музей, благотворительная деятельность по-прежнему ориентирована на элитарное искусство.

Я побывала в музее чуть раньше: там открылись после ремонта еще три зала экспозиции русской живописи конца XVIII — начала XX веков. Советую посмотреть картины, особенно красивые после реставрации, в новом интерьере. Никогда не поздно приобщиться к элите. (Не себя с Гафиным имею в виду, а знатоков и любителей живописи, стремящихся в музей по зову сердца).

На подписях к полотнам много известных имен. Eсть Репин? Eсть! И Шишкин, и Кустодиев, и Саврасов… Искусствоведы перечислили тех, кто способствовал появлению в фондах этих сокровищ. Среди людей, формировавших коллекцию, нашлось место скромной дарительнице Клавдии Селюковой. Она передала в музей пейзаж Льва Лагорио.

Признаюсь, ожидала от Клавдии Александровны возвышенного пассажа. Что-нибудь вроде «дарю бесценную вещь, пусть потомки оценят».

Но она говорила просто, стесняясь чувств, и было понятно, что она любит этот пейзаж.

Картина принадлежала отцу Клавдии Александровны: подарок знакомого художника. Во время войны отец остался в Ленинграде. Он не пережил блокаду. Картина пережила. Семья нашла ее, вернувшись из эвакуации.

Пруд, деревья. Отблеск солнечного дня, то радостный, то тревожный — в зависимости от освещения, от настроения. Пейзаж висел над кроватью Клавдии Александровны. Она помнит его с детства.

Увидеть картину пока нельзя, она нуждается в реставрации. Возможно, если б у Клавдии Александровны были деньги для реставрации, она оставила бы пейзаж у себя. С другой стороны, осознает художественную значимость предмета. «Я говорила маме: нельзя хранить дома такую вещь. Мы же не собиратели, не коллекционеры».

Живя в Волгограде, Селюкова писала в Русский музей. Получила совет обратиться в художественный фонд по месту жительства. Переехала с семьей в Тюмень, здесь посещала картинную галерею, потом музей изобразительных искусств. Решила оставить пейзаж тюменцам. Но мысленно еще не рассталась с ним, связь по-прежнему крепкая.

Как говорил Михаил Левин, «радость дарения должна быть пропорциональна жалости расставания с предметом дарения». Клавдия Селюкова, банкиры, балерины и много кто еще знают эту радость.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта