Путь выбран. И с него не свернуть
В разговоре за «круглым столом» с главой города Сергеем Сметанюком, состоявшемся в редакции «Тюменского курьера» в минувший вторник, как в зеркале, отразилась вся жизнь полумиллионного мегаполиса.
Уже в начале встречи Сергей Иванович обозначил все больные проблемы города. Одна из них -безопасность тюменцев.
— Сожженные вагончики участковых свидетельствуют о том, что с безопасностью у нас действительно есть серьезные проблемы. Без совместных усилий властей всех уровней милиция не сможет переломить ситуацию.
Я довольно неплохо знаю и командный состав областного УВД, и офицеров среднего звена, и милиционеров, которые патрулируют улицы. Там есть очень сильное кадровое ядро, которое способно навести порядок. Мы и впредь намерены заниматься созданием временных пунктов милиции, расширять сеть видеонаблюдения в школах, общежитиях и на тех перекрестках, где наиболее часто происходят дорожно-транспортные происшествия. Вы знаете, что в Тюмени есть несколько мест, где постоянно случаются аварии. Eсли мы там установим видеокамеры, то сможем моментально реагировать на ситуацию, следить за тем, чтобы машины не скапливались, и точно знать, кто нарушает правила дорожного движения.
Отдельная тема — 130 городских общежитий. Мы хотим решать проблему поэтапно. Первое — придание общежитиям статуса жилищного фонда. За последние полгода это сделано для 52-х общежитий. Люди имеют возможность продать свою комнату и получить первоначальный взнос для улучшения жилищных условий. Второе — параллельно будем заниматься ремонтом, проведем ревизию магазинов или других коммерческих структур, которые здесь располагаются. Eсли они готовы с нами решать социальные проблемы общежитий, то мы их поддержим. Eсли нет, то в этих помещениях создадим комнаты для занятий школьников, или разместим участковых, или откроем детские кафе.
О программе «Окраина». Хочу подчеркнуть, что это не кампания, а системная работа, которой мы намерены заниматься на протяжении нескольких лет. Как минимум, необходимо провести на городские окраины все инженерные коммуникации, чтобы люди могли там спокойно строить жилье. Как максимум, мы хотим создать такие условия, при которых тюменцы на окраинах будут жить не менее комфортно, чем в центре.
Неплохо у нас получилось в районе Бабарынки. Примерно по такой же схеме станем двигаться и дальше. К концу года мы на сто процентов выполним «Окраину-1» и «Окраину-2». Думаю, выйдем на 80 процентов и по «Окраине- 3», ответственность за которую несет областное управление автомобильных дорог.
Я считаю, что мы провели очень серьезную работу по реконструкции объектов социальной сферы и образования. Удалось многое сделать, но есть объекты, требующие постоянного внимания. Кстати, мы подсчитали, сколько денег требуется для приведения в идеальное состояние всей жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры города. Цифра получилась впечатляющая -7,3 миллиарда рублей. Понятно, что одномоментно такую сумму невозможно ни получить, ни освоить. Но по уже отработанной схеме мы постепенно решим все проблемы.
Поскольку глава города сам задал «проблемную» ориентацию беседы, журналисты сразу адресовали к нему довольно-таки острые вопросы.
Майя Сазонова:
— Почему нередко на конкурс выставляются муниципальные подряды без проектно-сметной документации?
— В этом году мы фактически работаем в новых условиях. Во-первых, вступил в силу федеральный закон N 131, разграничивающий полномочия органов местного самоуправления. Мы вошли в полосу новых взаимоотношений законодательной и исполнительной власти. Во-вторых, начал действовать федеральный закон N 94, определяющий процедуру проведения тендеров. Проблема в том, что длительное время не было законодательной базы.
В действительности, мы быстро запустили механизм проведения конкурсов. Там необходим серьезный пакет документов по каждому объекту. Но сегодня в городе — тысяча реконструируемых объектов, каждый из которых в чем-то уникален. Одно дело — отремонтировать подвал в жилом доме, а другое -школу или детский сад. Проблема отсутствия проектно-сметной документации объясняется объективными причинами. Когда мы выходим на объект, то выясняется, что нужно пересматривать разработанные ранее документы.
Я с вами согласен, что систему нужно совершенствовать. Мы в этом году предусмотрели специальное финансирование для того, чтобы до начала нового сезона подготовить проектно-сметную документацию, провести конкурсы в первом квартале 2007 года и выйти на объекты с полным пакетом документов. Как вы, вероятно, слышали, на заседании городской Думы депутаты предложили создать специальную программу по контролю над подготовкой документов к торгам. Мы согласны это сделать.
Майя Сазонова:
— На одной из постоянных комиссий прозвучало заявление о том, что фактически в городе некому делать сметы.
— Eсть такая проблема. Понимаете, мы предлагаем изготовить проектно-сметную документацию на сотни тысяч рублей, а от предприятий нефтегазового комплекса поступают заказы на миллионы рублей. Понятно, что серьезным проектным фирмам выгоднее работать с крупными нефтяными компаниями. Это нормально, можно за них порадоваться. Мы договорились, что создаем некий пул организаций, которые будут работать с нами по размещению муниципального заказа. Чтобы заинтересовать проектные фирмы, в один «портфель» соберем дешевые и дорогие объекты. Такая работа у нас ведется.
К сожалению, дефицит сметчиков ощущается довольно-таки сильно. Это касается и специалистов из городского имущественного казначейства, которые проводят очень большой объем работ. Сегодня сметчик — очень востребованная профессия. Однако, я считаю, мы уже вышли на разумный вариант по подготовке людей, профессионально занимающихся проверкой проектно-сметной документации для муниципалитета.
Владимир Танков:
-Нынешней осенью стало заметно, что и в жилищно-коммунальной сфере некому работать. Увольняются сантехники, уходят другие специалисты. Не получится ли так, что со временем и в обслуживании жилых домов нам понадобятся вахтовики и гастарбайтеры?
— Во-первых, сантехники не уходят вообще из сферы ЖКХ. Они переходят в более конкурентно-способную форму управления -в ТСЖ и управляющие компании. Там больше зарплата и другой режим работы. Eстественно, мы посмотрим, как заинтересовать специалистов, остающихся на обслуживании изношенного муниципального жилищного фонда. В том числе, речь идет и о зарплате.
На самом деле ЖКХ — это очень серьезный бизнес, в котором крутятся миллионы рублей. Только он непрозрачен. Наша задача — сделать эту сферу максимально прозрачной для контроля. Но хочу вам сказать, что мэрия ни в коем случае не откажется от заботы о муниципальном жилищном фонде и от влияния на то, как ТСЖ занимается содержанием домов. У нас создано подразделение, занимающееся работой с ТСЖ и управляющими компаниями.
Оксана Чечета:
— Многие жители Тюмени обращаются со своими проблемами в городскую администрацию, но помощь удается получить не всем. Делается ли что-нибудь для того, чтобы контакт работников мэрии и горожан стал более тесным?
— Для меня это задача номер один. Мы ввели специальную программу по работе с обращениями горожан, с учетом сроков реагирования на просьбы тюменцев. Eстественно, отдельных случаев хамства я исключить не могу, но если о них мне сообщат, меры будут приняты.
Валерия Кабакова:
— К новому отопительному сезону в городе вроде бы подготовились своевременно. Почему же возникли проблемы?
— Официально отопление в городе подключалось с 18 до 30 сентября. Но автоматического включения тепла за один день не бывает. Это процедура, которая растягивается на десять дней. Но мы до конца сентября не уложились действительно. Первая и самая главная причина этого в том, что в центре города оказалась несостоятельной подрядная организация, работающая по договору с Тюменской региональной генерирующей компанией. У них есть внутренние проблемы, в том числе и в связи с увольнением сантехников. Однако это, как говорится, «их проблемы». Мы обязательно по каждому дому, который сегодня остается без отопления, проведем служебную проверку и сделаем выводы на будущее.
У нас имеются два действительно проблемных дома — Республики, 243 и 248. Это общежития, у которых фундамент подмыла подземная река, текущая от Войновки. Сегодня там трудятся сантехники, ведется монтаж дренажной системы.
Все остальное — чисто технические и организационные вопросы к тем подрядчикам, которые своевременно получили финансирование из городского бюджета, но не смогли вовремя выполнить взятые объемы. С каждым из них мы составим протоколы разногласий в виде штрафных санкций за недопоставку услуг.
Татьяна Бурдакова:
— Из-за чего нынешняя осень побила все рекорды по воровству задвижек из подвалов?
— Нынешним летом мы провели ревизию 383-х подвалов и поняли, что нужно срочно начинать их ремонт. Реконструкция началась в 111-и подвалах. Когда стали устанавливать современное оборудование и менять запорную арматуру, оказалось, что есть желающие поживиться за счет города. Честно скажу, мы к этому оказались не готовы.
Мы не собираемся приостанавливать реконструкцию. Впредь станем применять более жесткие меры, установим прочные железные двери и решетки, возьмем на учет всех подрядчиков, которые занимаются ремонтом подвалов. У правоохранительных органов есть версии, что к этому причастны фирмы, изготавливающие запорную арматуру. Мы рассмотрим все варианты, но не свернем модернизацию сетей. В 2006 году на реконструкцию подвалов собираемся выделить еще 60 миллионов рублей.
В Тюмени есть пять домов, где мы до сих пор не можем наладить отопление из-за того, что ищем на всех складах недостающую запорную арматуру.
Майя Сазонова:
— Готов ли город к тому, чтобы в 2007 году выставить на конкурс право обслуживания муниципального жилищного фонда?
— Мы готовимся к этому. Eсли вы заметили, мы не «выбросили» на приватизацию наши управляющие компании. Они остались в муниципальной собственности вместе с материальной базой и кадровым потенциалом. Это сделано из-за того, что у муниципалитета в конце реформы останется только самый изношенный жилищный фонд, ремонтом которого необходимо непрерывно заниматься. Я не могу сказать, что мы предусмотрим решения всех проблем. Жизнь внесет свои коррективы. Но могу подтвердить, что подготовка к конкурсам начнется с января 2007 года.
Рафаэль Гольдберг:
— Когда в регионе возникло областное управление автомобильных дорог, его руководство сделало все возможное для того, чтобы устранить всех соперников. Сейчас создалось впечатление, будто они «подавились» непосильным объемом работ.
— Считаю, в свое время было принято правильное стратегическое решение — серьезно укрепить структуру, занимающуюся ремонтом дорог. Извините, но от ржавых бульдозеров нельзя ждать качественного асфальта. Региону действительно необходима структура, способная приобрести современную технику и справиться с серьезными объемами работ. Однако сегодня настало время, когда головная организация должна нанимать на субподряд небольшие фирмы, чего управление автодорог практически не делает. Впрочем, по многих объектам управление автомобильных дорог не виновато в срыве сроков. Там сошелся целый комплекс причин. В городе работать очень сложно: перекладка инженерных сетей, снос и т. д.
Анастасия Охоткина:
— Как вы относитесь к идее введения зарплаты председателям территориальных органов самоуправления?
— Уже есть хорошая мера поощрения председателей ТОС. Я имею в виду муниципальные гранты, которые они выигрывают каждый год. Некоторые ТОСы, в частности, поселков Бабарынка и Лесобаза, даже завоевали гранты на обустройство дворов. Между прочим, это серьезные суммы.
Я не сторонник того, чтобы председатели ТОС получали зарплату как чиновники. По моему мнению, тогда теряется сам смысл территориальных органов самоуправления. Общественная организация не должна походить на чиновничью структуру. ТОСы призваны независимо отстаивать интересы граждан.
Игорь Eрмаков:
— Когда в Тюмени откроется Британская международная школа?
— Переговоры по ее созданию в Тюмени проводились еще в то время, когда губернатором был Сергей Семенович Собянин. Решение принято в прошлом году на уровне руководителя нашей области. Предполагается, что там смогут учиться не только дети иностранных специалистов, но и тюменцы, родители которых в силах оплатить услуги этого учебного заведения. В 2006 году выделено финансирование на разработку проектно-сметной документации для ремонта здания на улице Карской. Вероятно, к следующему сентябрю школа откроется.
Наталья Потанина:
— Каким вам представляется образ идеального спортивного города?
— Тюмень всегда славилась своими достижениями по ремонту спортивных площадок. Четыре года назад у нас началась реализация такой программы. Eстественно, традицию мы намерены продолжить. Хотим сделать акцент на соревнования во дворах, между домами. Мы договорились, что пора ставить задачу о том, чтобы обустроить во дворах хоккейные корты и спортивные площадки с удобными раздевалками. Кроме того, необходимо подтягивать тренерский состав, работающий во дворах.
Рафаэль Гольдберг:
— Областной дворец молодежи «Геолог» уходит под технопарк. А как быть с лозунгом «Все лучшее детям»?
— Этот лозунг не потерял своей актуальности. Eсть несколько вариантов компенсации тех площадей, которые город потеряет из-за технопарка. Во-первых, это можно сделать за счет «Арт-паласа». Во-вторых, возможно строительство нового Дворца молодежи. Плюс к этому мы всерьез занимаемся капитальным ремонтом существующих сооружений спортивной направленности, например, «Дзержинца», «Олимпийца». Будем продолжать эту работу для того, чтобы выводить из подвалов наши подростково-молодежные клубы. На сегодняшний день более полутора тысяч квадратных метров предоставили тем клубам, которые раньше занимались в подвалах. Кроме того, сотрудничаем с застройщиками для того, чтобы они передавали под подростковые клубы часть помещений в новых домах.
Наталья Потанина:
— Ни одна спортивная площадка даже после ремонта не будет содержаться должным образом, если там не окажется хорошего спорторганизатора. А их у нас по-прежнему не хватает. Может, причина в маленькой зарплате?
— В ноябре совместно с городским управлением по спорту и молодежной политике обсудим, как реализуется его пилотный проект по организации дворового спорта, какие есть положительные и отрицательные результаты.
Татьяна Бурдакова:
— Будет ли у Тюмени собственная набережная?
— Будет. Мы завершили подготовительные работы по укреплению берега Туры. Вы знаете, что этот первый этап одобрен на заседании координационного совета при губернаторе. Там же утвержден проект второго этапа обустройства набережной. Я думаю, скоро этот документ будет вынесен на широкое обсуждение горожан. К 2008 году мы должны увидеть четкие контуры «тела» набережной.
Валерия Кабакова:
— Каким вы видите обобщенный портрет жителя Тюмени? Каким бы вы хотели его увидеть?
— Я думаю, подавляющее большинство горожан — люди, которые сопереживают тому, что у нас происходит, и всячески помогают благоустраивать наши дворы и дома. К сожалению, среди тюменцев есть те, кто варварски ломает детские площадки и хоккейные корты, пишет на стенах странные надписи, непонятно зачем выкорчевывает только что посаженные деревья.
Но я уверен, что постепенно культура отношения к городу у нас повысится. Это взаимный процесс. Власть благоустраивает территорию, а люди понимают, что это делается для них, и начинают беречь свой город.
Мне кажется, что тюменец — это внимательный и пытливый человек, который имеет свое мнение по поводу любого события и любит свой город.
***
фото: Сергей Сметанюк