Тихий ужас супружеской измены
«Роковое влечение». США, 1987 год. Криминальная драма. Режиссер Эдриан Лайн. В главных ролях: Майкл Дуглас, Гленн Клоуз, Энн Арчер. Только для взрослых.
Любовная интрижка сама плывет в руки, и герой Дугласа-младшего, обаятельный юрист, не хочет противиться мужской удаче.
Жена и дочь проводят уикэнд у родственников; на улице хлещет дождь, навевающий мысли о теплой постели; новая знакомая -не бог весть какая красотка, но не лишена шарма и сама летит на огонь, как мотылек…
Опьянение кратковременной страсти пройдет — по крайней мере, для него. И что дальше?
А дальше потихоньку, но неотвратимо будет вызревать настоящий кошмар. Поджарая блондинка с хищным профилем будет мучиться страстью одинокой женщины, «любовницы на час». И тайно мечтать, что однажды этот мужчина оставит свою жену и будет принадлежать только ей…
Три главные звезды фильма — Гленн Клоуз, Энн Арчер и Майкл Дуглас — замечательно ведут свои партии. Клоуз играет некую шизофреническую раздвоенность сознания, вся состоит из болезненных импульсов и пугающей агрессии; ее любовь — сплошная истерика. Изумительно красивая шатенка Арчер — полная ее противоположность: добра, воспитанна, благополучна, ну просто идеал образцовой американской жены. Которая однажды вдруг предстанет перед нами обиженной и напуганной девочкой: как такое могло приключиться с нею и ее замечательной семьей?
При всем уважении к дамам, солирует на арене этих драматических событий харизматический
Дуглас, сын Спартака (это я нечаянно вспомнил одну из лучших ролей его отца, Кирка Дугласа, в фильме 1962 года). Обаяшки-юриста нет и в помине; есть предельно встревоженный отец семейства, нежданно-негаданно подставленного под смертельный удар. Любвеобильная неврастеничка полностью соскочила с катушек, и этому беспределу надо немедленно что-то противопоставить, уже не надеясь на помощь полиции…
Как видите, я максимально деликатен в пересказе сюжета, прежде всего в интересах молодых читателей, которые, в силу своего нежного возраста, еще не имели возможности посмотреть «Роковое влечение».
Режиссер Эдриан Лайн (гораздо позже экранизировавший «Лолиту» Владимира Набокова, с Джереми Айронсом в главной роли) снял феминистский фильм — так, по крайней мере, мне представляется. Когда я в очередной раз пересматривал «Роковое влечение», поймал себя на мысли, что больше авторского сочувствия все же выпало на долю несчастной блондинки, истомившейся в холодной холостяцкой постели. Она была достойна лучшей участи (в конце концов, неврастении лечатся, в том числе и любовью).
По сути, этот фильм — изумительный аргумент в пользу супружеской верности, святости семейного очага. Ах, господа мужчины, вы иронически усмехаетесь? У вас все было совершенно наоборот, пикантно и без последствий? Но завтра, может статься, ваша случайная знакомая, обиженная тем, что вы уходите навсегда, подсыплет в прощальный стакан нечто жуткое (или отправит пикантные фотографии вашей супруге; или будет «доставать» вас на работе; или…)
Проще говоря, нам надо лучше хранить то, что мы имеем. Чтобы не потерять все разом и не кусать потом локти в бессильной ярости.
… Самая сильная сцена фильма — когда одна женщина пытается утопить другую в ее собственной ванне. И вот уже в тесном пространстве среди сверкающего кафеля, в причудливых клубах пара, бьются все трое. Зловещий «любовный треугольник».
А как невинно все начиналось -дождь, женщина, бар, приятная беседа, сладость ни к чему не обязывающих поцелуев… Как все-таки здорово сказал мудрец: знал бы, где упасть — соломки подстелил бы.