X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Актер выходит на позор

Тобольский театр драмы показал в Тюмени две премьеры.

Это документальный детектив «Не жалею, не зову, не плачу», которым закрылся прошлый сезон, и поучительная комедия «Хозяйка гостиницы», впервые сыгранная две недели назад.

Оба спектакля хороши актерскими работами. Но если в «Хозяйке…» актерские достижения тщательно подготовлены режиссером, если пьеса Гольдони открывается широким спектром интерпретаций, то в «Не жалею…» исполнители взяли публику за горло вопреки неровной режиссуре и фальшивому, плоскому тексту.

Все чаще слышу, что в театре можно поставить любой текст, хоть телефонную книгу. Но, добро бы, действительно поставили телефонную книгу! Нет, рассуждения о великих возможностях театра камуфлируют писанину, которая попала на сцену «по знакомству», «по указке» или другим извращенным способом.

Вместо безобидных телефонных справочников появляется очередной агитпроп, или убогая комедь, или графоманская претензия какого-нибудь важного лица.

В программке «Не жалею…» указано: «Протокол заседания комиссии по помилованию»: Заседают писатель Мартов, педагог Eлена Александровна, депутат Ротиков, врач Кактус и Артист. Решают судьбу осужденного Владимира Eсенина.

Он убил двоих, отбывает наказание в колонии для несовершеннолетних, скоро его переведут во взрослую колонию, и мать Eсенина просит поскорее помиловать сына, чтоб матерые уголовники не успели сломать его. Бесконечно несчастная женщина: старший сын сидит; младший — наркоман; дочь погибла; муж и родители умерли от горя.

Такие сюжеты придумала жизнь. Наблюдаем их также в телешоу, где реальность подменяют инсценировкой, разыгранной профессионалами и любителями. «Документальный детектив» Алексея Козырева, председателя питерской комиссии по помилованию, напоминает, скорее, сценарий для телешоу.

У депутата роман с педагогиней, они мечтают поскорее сбежать с заседания, чтобы предаться запретной любви в кабинете, допустим, зоологии. У писателя тоже роман, неоконченный. Некогда закончить: то заседание комиссии, то статью в газету надо срочно сдавать. Осужденный Eсенин совершил геройский поступок: освободил медсестру, захваченную в заложницы его сокамерниками. У врача Кактуса оказался знакомый в медсанчасти колонии, где произошел захват заложников, и члены комиссии первыми узнали подробности ЧП. Младший брат осужденного шантажировал членов комиссии самоубийством…

Но что особенно убеждает в правде происходящего, так это одержимость почти всех участников истории поэзией Сергея Eсенина. Сказано прямым текстом: человек, который Eсенина любит, не может быть плохим. «Хорошие» читают Eсенина, подхватывая строки эстафетой. Слушают поэта в записи, затуманив взор. Проникновенно поют песни на его стихи. Разумеется, осужденный Eсенин обожает знаменитого однофамильца, и это важный аргумент в защиту убийцы.

Совпадение фамилий обыграл режиссер Михаил Апарцев. Прошил папку с протоколом лирической струей. Намеренно или случайно усилил карикатурность текста. Мне казалось, что спектакль ставили два режиссера, умелец и недоучка.

Умелец дал актерам возможность уйти от позора с наименьшими потерями. Были моменты, когда живые чувства ломали схематичный диалог, и зал напряженно следил за словесной пикировкой.

«Хозяйка гостиницы» яснее выявила актерский потенциал. Чувствуется, тобольская труппа прошла школу режиссера Михаила Полякова и не забыла высот, достигнутых в «Очень простой истории», «С любимыми не расставайтесь», других лучших постановках главного режиссера театра Валерия Медведева.

Я видела «Хозяйку…» сначала на родной сцене, потом на тюменской.

На первом показе Наталия Пономарева (Мирандолина), Сергей Радченко (маркиз Форлипополи), Олег Исаков (граф Альбафиорита) пережимали, дёргались, не всегда внятно произносили текст. Eвгений Пономарев (Фабрицио) выглядел посторонним или, в лучшем случае, «подсадкой» на цирковом представлении. Татьяна Орлова (Гортензия), Eлена Воронович (Деянира), Игорь Колдачев (Слуга) четко выполнили задачу, доставив тем самым удовольствие публике и режиссеру (не зря он тратил силы на репетициях, объясняя, кто, что, зачем и почему).

Героем первого показа стал Павел Жук (кавалер Рипафратта).

Вышел под разбитную музычку эдаким Шуфутинским. Усы торчат, голова бритая, белая рубаха расстегнута до пупа. Плечами передергивает, потирает волосатую грудь, говорит презрительно «бабы».

Надел парик и голубой камзол — укротитель тигров. Мирандолина пробудила в нем страсть — он сам тигр, мечется, натыкаясь на прутья невидимой клетки, послушно прыгает в кольцо, рычит от ярости.

В первом акте тюменского спектакля Рипафратта побледнел, поскучнел. Зато во втором акте был настолько груб и смешон, что с фабулы слетела малейшая тень любви. Мирандолина не могла увлечься таким кавалером, он забавляет ее, иногда пугает, но она хочет только публичной победы над женоненавистником.

В финальной сцене героиня поймет ошибку: Рипафратта достоин взаимности, он настоящий, искренний. Тем горше осознание глупости, совершенной от большого ума. Мирандолина жонглировала чужими сердцами, а одно упало и разбилось.

Наталия Пономарева не стремится быть красивой, чего зритель, возможно, ждет. Не изощряется в приемах обольщения. Нет такой надобности! Во взаимоотношениях персонажей любовь обозначена формально, достаточно проговорить ее, не изображать и не переживать (исключение, и закономерное исключение, — Рипафратта). Сок и смак представления — в шутках, гримасах, позах, игровых ситуациях.

Актерам остается отработать клоунскую репризу, чтобы она звучала уморительно смешно, и чтобы сердце дрогнуло, когда смехом поперхнешься.

НА СНИМКАХ: сцены из спектакля «Не жалею, не зову, не плачу».

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта