Вторая жизнь Гилевской рощи
«Растительное сообщество — это единый живой организм, поэтому всякое вмешательство должно проводиться со знанием закономерностей, по которым этот организм развивается», — говорит заслуженный лесовод России Борис Чижов.
Борис Eфимович (он возглавляет Тюменскую лесную опытную станцию) считает, что зачастую при благоустройстве зеленых зон города проектировщики и рабочие об этом забывают. И в пример приводит Гилевскую рощу.
— Во время летней очистки рощи от сухостойных деревьев (специалисты это делают только зимой по мерзлой почве), — перечисляет недостатки Чижов, — а также при недозволенном проезде самосвалов с песком и щебенкой накатали множество дорог с глубиной колеи более 15 сантиметров. Настоящим вандализмом является устройство дорожек с врезанием их в почву на глубину, превышающую уровень распространения корней. В результате у деревьев, расположенных по обе стороны от дорожек, корни обрезаны. А корневые раны создают условия для развития у деревьев грибной инфекции.
Перечисленные повреждения нетрудно заметить. На днях в роще побывали журналисты «Тюменского курьера» в компании с председателем комитета по экологии Людмилой Могутовой.
Нетронутая часть рощи со стороны деревни Гилевой встречает нас по-лесному просто — ни асфальтированной дороги, ни забора. Только старая, накатанная автомобилистами тропа, которая теряется за ярко-желтым осенним подлеском.
Возрождение рощи началось на другом берегу речушки Ключи. Здесь появился кованый забор, при въезде за ограждение — пятачок для парковки. А дальше, как на перепутье: три мощные асфальтированные, с бордюрами, аллеи, расходящиеся в разные стороны лесопарка. Вдоль речки, мутные воды которой струятся на дне заросшего молодняком оврага, рабочие продолжают строительство дорожки.
Людмила Могутова отметила, что строители трудятся в рамках дозволенного: за границы будущей аллеи мини-тракторы не выезжают. Тем не менее, урон живому лесному организму нанесен. Обочины дорожки перепаханы. Из земли местами торчат коряги -это корни сосен. Там, где среди леса тяжелая техника проложила себе дорогу, стволы деревьев местами остались без коры.
— Хорошо, что реконструкция рощи началась, — характеризует ситуацию Людмила Могутова. -Другое дело, как она проходит. Важно не нарушить существующее равновесие. Наоборот, надо максимально помочь этому природному объекту развиваться дальше. Пока мы видим картину разора. Нарушен лесной покров, все изъезжено.
Городской экологической службе не представляют на экспертизу проекты благоустройства зеленых зон отдыха. Согласование проектов входит в обязанности городского департамента по благоустройству, говорит главный эколог Тюмени. Хотя, продолжает Людмила Могутова, не мешало бы показывать план благоустройства и специалистам комитета по экологии. Это важно с точки зрения общей экологической обстановки — максимально сохранить зеленые посадки в городе.
Как говорят специалисты, в роще растут деревья зрелые, то есть лес нуждается в обновлении. Но подсадка может состоять только из таких деревьев, которые легко переносят тень. Значит, на смену нужны молодые хвойники.
В проект о благоустройстве Гилевской рощи подсадка молодняка не входит, сообщил заместитель директора департамента по благоустройству Олег Кияшко. Однако это вовсе не означает, что проблемой омоложения рощи никто не занимается. Она считается городским лесом, поэтому за ней ухаживают специалисты Леспаркхоза, которые не только должны убирать сухостойные деревья и сучья, но и подсаживать молодые деревца. Как заметил Олег Иванович, в этом году Леспаркхоз проводил подсадку кустарника. Аналогичная работа запланирована и на будущий год.
Также Олег Кияшко отметил, что после окончания работ по благоустройству в роще не останется следов, накатанных тяжелой техникой:
— Подрядная организация -«Аэродромдорстрой» — обязана провести рекультивацию почвы. Сами понимаете, что при работе с тяжелой техникой невозможно не оставить следов. Поэтому проект предусматривает восстановление лесного покрова. Без него мы попросту не примем работу у подрядчика. Восстановить покров они должны к ноябрю.
Департамент не отстраняется от контроля за качеством работы подрядчика, говорит Кияшко. Месяца полтора назад в рощу наведывалась проверка. Выписали акт: рабочие вовремя не убрали обрубленные сучья. Других изъянов комиссия тогда не обнаружила. Углубленные же в почву дорожки не являются нарушением. Их предусматривает рабочий проект, который имеет положительное заключение экологической экспертизы…
Кстати, речка Ключи стала намного чище.
В том, что бежит мутная вода, Людмила Могутова ничего страшного не видит:
— Это после дождя у воды такой цвет. Она не имеет хозяйственно-бытовых примесей. Нет и несанкционированных врезок канализации. Это говорит о том, что идет процесс оздоровления, реанимации реки. Он не такой быстрый, как хотелось бы, но стабильный.
***
фото: Бездорожье нас не пугает;Рощу благоустраивают — щепки летят;Рабочее место -аллея.