Михаил Бирман: «Нет такого артиста, которого мы не можем пригласить»
Завершились концерты юбилейной 20-й «Алябьевской музыкальной осени». Директор Тюменской филармонии Михаил Бирман подвел итоги фестиваля.
— На протяжении всех концертов я рассматривал публику. И если несколько лет назад ее составляли в основном музыканты, то теперь зал наполняют совершенно разные люди.
Многие из них далеки от музыки в профессиональном смысле, но это не главное. Я заметил, что люди, «обремененные» музыкальным образованием, не способны так вдохновляться классической музыкой; как обычные зрители, которые обладают свежестью восприятия. Очень много молодежи, студентов.
То, что классическая музыка становится необходимой широким массам — это главное достижение филармонии и главный итог нынешней «Алябьевской музыкальной осени». Хотя и по количеству проданных билетов фестиваль этого года стал рекордным.
— Как вы считаете, почему произошел такой всплеск интереса к классической музыке? Может, публика уже «объелась» концертами нашей поп-эстрады?
— Нет, не думаю, что «объелась». Поп-концерты тоже идут с аншлагами. Удивительно, но на классику и «попсу» идут зачастую одни и те же люди. А в случае с нашей филармонией, я думаю, предложение-таки породило спрос. Здесь шли концерты, мы привозили музыкантов и, в конце концов, добились того, что тюменцы стали следить за жизнью филармонии, интересоваться.
Теперь на нашей сцене выступают звезды мировой величины. Билеты на некоторые концерты стоят очень дорого. И если бы мы не готовили публику, не воспитывали постепенно около музыкальную среду, то эти билеты никто не купил бы.
— Тюменская филармония вышла на европейский уровень — об этом говорят все. Не стала ли она «заметнее» для Eвропы?
— «Заметнее» — вряд ли. Все равно масштабы у нас скромнее, чем у знаменитых европейских концертных залов. Но договариваться с агентствами, которые занимаются гастролями зарубежных исполнителей, нам стало гораздо легче. Ведь раньше практически никто не знал что за Тюмень такая, какая сцена в филармонии, какие условия проживания мы можем пообещать нашим гостям. Теперь ситуация кардинально изменилась, агентства поняли, что звезд к нам возить можно.
И, кстати, абсолютно все артисты, приезжавшие сюда, в восторге от сцены и зала. Даже Монтсеррат Кабалье сказала об этом, а уж она выступала в самых роскошных мировых залах.
— Потребовал ли концерт Кабалье какой-то особенной подготовки?
— Вовсе нет, никаких особенных запросов она не делала. Жила в отеле «Тюмень», в самом лучшем номере, конечно. Eе дочь и Басков жили там же, в номерах класса «люкс». Никакой особенной еды они не заказывали. Только автомобили просили марки «мерседес», а получили лимузины, которые им не очень подходили, но никаких претензий не высказывали.
С самой Монтсеррат Кабалье мне пообщаться практически не удалось: после концерта она сразу уехала в гостиницу отдыхать. А вот Монтсеррат Марти сделала и залу, и нашей публике множество комплиментов. Eе потрясла «отдача» зала, по темпераменту она сравнила наших зрителей с итальянцами. И их пианист (Мануэль Бургерас — О. Ч.) тоже остался в восторге от выступления. Он вообще волновался: привезли в Россию, в город с каким-то странным названием — Тюмень, в незнакомый зал.
В общем, никаких невыполнимых желаний у наших звездных гостей не возникает. Вот, например, как у Мадонны, которая попросила перекрасить стены гостиничного номера и поменять сантехнику, когда приехала в Москву. У нас ничего подобного нет.
— А если вдруг случится такая просьба от музыкантов?
— Ох, я с таким не сталкивался. Даже не знаю, что буду делать…
— На афишах значилось, что скрипач Карэн Шахгалдян будет играть в Тюмени на скрипке Страдивари…
— Да, так планировалось. Он действительно брал в аренду скрипку Страдивари из государственной коллекции России. Но что-то там произошло (срок аренды, наверное, истек) — и Шахгалдян играл на другом инструменте. Но это тоже была очень хорошая скрипка.
-Быстро ли удалось договориться с московским оркестром «Musica Viva», чтобы он приехал и выступил вместо Российского национального оркестра?
— «Musica Viva» буквально спасали положение. Они в это время находились на гастролях в Турции, и так счастливо получилось, что мы со своим фестивалем вписались в их гастрольный график. Именно в этот день они были свободны. А заодно я попросил скрипача Графа Муржу исполнить на этом концерте сочинение Паганини. Получился такой небольшой сюрприз для публики.
— 20-я «Алябьевская осень» задала очень высокую планку…
— Да, и мы будем стараться эту планку держать. Так, например, 10 декабря Граф Муржа даст сольный концерт. Eще в декабре мы планируем устроить «Королевский турнир теноров, басов и баритонов», на который приедут лучшие оперные певцы Москвы. Турнир будет состоять из двух частей: в первом отделении участники будут соревноваться в умении петь арии, во втором — романсы. Будет похоже на турниры трубадуров, которые устраивались в Средние века.
— А жюри?
— Жюри — сами зрители. Они смогут выбрать победителя. Eще я хочу пригласить к нам одного из трех великих теноров мира -Хосе Каррераса. Однако это далеко идущие планы, и пока о сроках говорить рано. Но сейчас для нас не существует такого артиста, которого мы не могли бы пригласить в Тюмень.
***
фото: Только несколько мгновений фестиваля-2006. Надежда Нивинская, солистка Московского государственного камерного театра; Монтсеррат Кабалье и Николай Басков; испанский пианист Хосе Луис Ние-то; благодарная публика.