О времени и нефтегазе
На прошлой неделе нефтегазовый университет отмечал свой полувековой юбилей. На страницах «Курьера» Николай Карнаухов, ректор, излагал свою версию нового нефтегазового летоисчисления.
Праздник прошел, жизнь продолжается. Eсть смысл вернуться к интервью, чтобы представить себе — каким видится маршрут корабля по имени «Нефтегаз» с капитанского мостика.
2. Высшее образование -зачем?
Корр.: Николай Николаевич, о чем предпочитаете говорить — о том, что успешно сделано, или о том, что еще предстоит?
Карнаухов: Конечно, говорить о том, что мы сделали, приятно. Это — гордость, достойные уважения цифры, факты. Но это уже прошло. А вот о том, что будет, знают сегодня немногие. Потому что это как бы предопределяет историю.
— Тогда уточню: какую нишу вуз занимает в российском секторе образования?
— Хм… Сектор образования. Это слово меня цепляет, и свою позицию я выскажу. Да, мы — университет и даем универсальное образование. Но не может быть университета, который универсален по своей структуре и захватывает все специальности, которые существуют в мире. Тысяча и одна специальность — так не бывает.
— То есть, у вас собственный профиль?
— Совершенно правильно. Когда мы говорим о секторе ответственности, то мы, в первую очередь, берем на себя несколько более широкую функцию, чем нефтегазовый вуз: ответственность за то, куда движется общество, как оно развивается, как мы можем влиять на развитие этого общества… И вы знаете, мы не только можем, мы уже влияем…
— Вы имеете в виду вашу социальную функцию?
— И социальную, и профессиональную. Например, создавая новые специальности, мы даем людям возможность получить образование здесь. Eсли вчера студент уезжал в Казань, то сегодня получает профессию дома. Дальше — страна развивается, но никто так и не сказал: а как развивать образование? как воспитывать детей? Нам говорят: вы воспитывайте! А что такое «воспитывать»? Воспитание — целенаправленный и идеологический процесс. Я все равно должен сформулировать перед собой, перед сотрудниками вуза, перед студентами какие-то критерии, а мне это право не предоставлено. Ни государством, ни гражданами… Не предоставлено, хотя все равно в процессе профессионального образования мы формируем не только специалиста, но и гражданина. Потому что в годы получения профессионального образования молодые люди становятся взрослыми. Учиться жизни они начинают в вузе. Начинают жить в коллективе индивидуалистов. Начинают зависеть от результатов своей работы. Каждый приходит в вуз ради своего, а не ради коллективного счастья. Каждый приходит со своей зачеткой, каждый отвечает сам за себя — вот принцип жизни в вузе. Хотя процесс обучения коллективный, но самые эффективные его формы — всегда индивидуальны. Такова финишная часть образовательного процесса, которая переводит полученные знания в стереотип поведения…
— Выражаясь в терминах литейного производства, некогда знакомого мне, формовка уже закончена, отливка предопределена. Дальше будет то, что называется очисткой, обрубкой…
— По-нашему, финишная обработка… Волей-неволей мы стараемся определиться… Мы — вузовская интеллигенция. Мы вправе считать себя интеллектуальной элитой, политической элитой. Посадили сегодня детей за парты — через пять лет мы их выпустим. И мы, в отличие от руководителей страны, им пять лет в глаза смотрим. Мы должны отвечать на вопросы. Мы не можем сказать: ой, Машенька, я не знаю, как ответить на твой вопрос, как начальство решит наверху, так мы и будем делать… Не можем так! Не можем себе этого позволить. Зато мы, если не знаем конкретного ответа, можем спрогнозировать…
— Или-указать путь поиска…
— Мы этому и учим. Учим учиться всю жизнь. Учим использовать знания для того, чтобы синтезировать новые решения. Сегодня многие бьются — нужно ли религиозное образование? Курс православной культуры? Политической культуры? Пока они спорят, мы-то конкретно сегодня воспитываем. Но что должно быть в основе этого воспитания? Многие говорят: общечеловеческие ценности. Раньше были десять заповедей или Кодекс строителя коммунизма. А мы не политическая организация — не можем всех воспитывать по кодексу. Или всех — в православную культуру. И вот мы вырабатываем у студентов методологические основы. Для нас важно сформировать в первую очередь гражданские качества человека. Вообще-то мы все — индивидуалисты и нам важно знать: чего мы хотим от остальных-то? А вот чего — чтобы они нам не мешали жить свободно. И чтобы мы не мешали жить другим. Такова суровая правда демократии. Научиться жить так, чтобы не мешать друг другу. Жестко? Но в эту схему прагматично укладываются все. И в связи с этим пониманием мы университет сегодня и развиваем. Да, мы знаем, что люди недовольны образованием, которое они получают. Производственники недовольны. Граждане недовольны. Мы сами недовольны. Но мы же должны сегодня спроецировать — а что такое высшее образование?
— Отчего бы не приостановиться, не поразмышлять года три? Глядишь, найдете модель…
— Можно, но образование — это же не ведро: налил знаний и даешь человеку в руки — неси!
— Была старая формула: студент — не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь… Помните?
— И красиво, и по сути близко. Поэтому сегодня мы имеем много идей в университете, и университет, конечно, живет будущим. Мы эти идеи выкристаллизовали, мы пытаемся ими поделиться с обществом. Пытаемся получить от общества реакцию на наши идеи, через поддержку общества внести эту идею в умы власть предержащих и создать законодательную базу… Куцев ищет по-своему, мы — по-своему. Этот эксперимент и называется — нормальная жизнь.
— Можно подробнее? Каков он, ваш завтрашний день? Eсли вы хотите повлиять на формирование гражданского общества в целом, то, мне кажется, вы ставите перед собой задачу непомерную…
— Да нет, нормальную!
-Авантюризм какой-то… Тут недавно выступал высокий местный чиновник и пожелал «за пару лет изменить ментальность крестьянина». Я прочитал и буквально пал…
— Я должен с вами упасть вместе. Мы строили и строим новую Россию вот же 16 лет. А были политики, которые обещали совершить это все за 500 дней. Были и другие, уверявшие, что как только появится класс собственников, так все и упорядочится… Появился этот класс… И ни хрена не изменилось. Это все фантазеры, похлеще Владимира Ильича Ленина.
— И это вас делает пессимистом?
— Надо понять одно — ничто в стране не изменится, пока не изменится ментальность. Как инженер-механик утверждаю: самая инерционная система — менталитет человека. Инерция пропорциональна массе. Закон физики. Eсли к идее духовности подойти чисто инженерно… Дух имеет массу, сравнимую «чисто физически» с массой Вселенной…
Корр.: На этой «духоподъемной», а точнее — вовсе неподъемной фразе ректора Карнаухова мы прервем интервью. Продолжение следует.
***
фото: Будущая тюменская элита.