Дон Педро Ламанчский
В этом году по киноэкранам мира прошел новый фильм культового режиссера Педро Альмадовара «Возвращение» — один из главных хитов последнего Каннского фестиваля.
Многим зрителям он открыл Альмодовара, который, между прочим, трудится над созданием фильмов уже более двадцати лет.
Педро Альмадовар родился в сентябре 1951 года в испанском городе Ла-Манче — там, откуда тремя веками ранее хитроумный идальго Дон Кихот отправился верхом на коне Росинанте совершать ратные подвиги. Но, в отличие от своего литературного земляка, Педро знал, куда ехать — в Мадрид. Он прибыл в столицу в 16 лет, где начал свою карьеру клерком и вряд ли предполагал, что станет известным во всем мире режиссером.
Вначале же Альмадовар активно участвовал в жизни театрального андеграунда, играл в поп-группе, писал комические рассказы. В 1971-м, подкопив денег, купил себе 8-миллиметровую камеру и по 1978 год снимал малобюджетные короткометражные фильмы. Известности они ему не принесли, но из работы над ними будущий кумир миллионов извлек немало опыта. Сам режиссер говорит, что просто-напросто занимался самообразованием: «Я проводил часы, учась у Годара, поглощая американские мюзиклы и гангстерские фильмы, диснеевскую мультипликацию, итальянский неореализм и опыты Энди Уорхола, — это и стало моей школой».
Слава пришла к Альмадо-вару в 1980 году после фильма » П е п и , Люси, Бом и другие девчонки из компании». Довольно скоро он стал одним из самых популярных режиссеров в Испании, а после хита «За что мне это?», снятого в 1984-м, прославился на весь мир.
В 1987-м Альмадовар вместе с братом Августином основал кинокомпанию El Deseo (в переводе с испанского, это означает «желание»). Подходящее название, выбранное человеком, для которого главное из желаний -желание творить.
Список наград Альмадовара впечатляет: в разные годы он становился призером Каннского и Венецианского кинофестивалей, получил награды «Сезара» и «Феликса», дважды удостоился премии «Оскар» — за пронзительные драмы «Все о моей матери» (1999) и «Поговори с ней» (2002).
Одни боготворят Альмадовара и считают его преемником Кшиштофа Кесьлевского и Луиса Буньюэля (последнего, кстати, сам режиссер называет своим учителем). Другие обвиняют в режиссерской «неряшливости»: многие из своих фильмов, завоевавших популярность во всем мире, Альмадовар снимал на дешевую пленку. Однако даже самые едкие критики не могут не признать, что техническое несовершенство в его фильмах с лихвой компенсируется высочайшей художественной выразительностью.
В его картинах символически значим каждый эпизод: если речь идет о крахе отношений между супругами, художник Альмадовар рисует апельсин, разрезанный на две части… При этом, независимо от темы, режиссер всегда воспевает красоту, нередко прячущуюся от глаз придирчивого наблюдателя.
Один из самых красивых фильмов — «Поговори с ней». Два героя попадают в сложнейшую ситуацию: их возлюбленные находятся в коме. Первый из мужчин мыслит трезво: кома — это смертный приговор, перечеркивающий любовь. Другой же знает секрет исцеления: с любимой нужно говорить, ей это необходимо.
Педро Альмадовар признается, что никогда не устанет снимать фильмы о самых прекрасных и сильных созданиях — женщинах. Любопытно, что мужчины в его картинах всегда показаны незащищенными, в то время как женщины в самых безвыходных и трагических ситуациях находят выход и смеются сквозь слезы. В «женских» фильмах, таких, как «Все о моей матери» и «Возвращение», побеждает жизнь.
… Спросите у знакомых: «Что такое Испания»? Ассоциативный ряд окажется примерно таким: «Это коррида, гитара, Сервантес, Дали, Альмадовар».
Совсем недавно режиссер получил своеобразное свидетельство признания у себя на родине — премию принца Астурийского. Жюри премии отметило «оригинальное использование чрезвычайно экспрессивного языка», «искренность фильмов», «остроту и живость сценариев».
***
фото: Кадр из фильма «Поговори с ней»;Педро Альмадовар на церемонии вручения премии «Оскар»