X

  • 28 Июнь
  • 2024 года
  • № 69
  • 5568

Розыск или сыск

Начало в NN 144,145, 146-147,148.

Все сведения о разыскиваемых государственных преступниках систематизировались в многотомных секретных «розыскных книгах», переиздаваемых МГБ ежегодно.

Вот пример ориентировки из «розыскной книги МГБ»:

«Нигматуллин Шигап Нигматуллович, литературный псевдоним «Нигмати», родился 22.12.1913 г. в д. Ренчики Дубровинского района Тюменской области. Работал учителем в д. Ренчики и в г. Свердловске. В 1936 г. якобы арестовывался органами НКВД за антисоветскую деятельность, содержался в тюрьме г. Омска. В октябре 1939 года призван в Красную армию. Мать Нигматуллина Фарита и жена Нигматуллина Патря проживают в Дубровинском районе.

Младший лейтенант Нигматуллин 4.11.1941 г. попал в плен близ д. Каменка на реке Волхов. Содержался в лагере «Офлаг 3 «а» в г. Лукенвальде (Германия). С 11.9.1942 г. обучался в школе агентов-пропагандистов в м. Вустрау (близ Берлина), где одновременно преподавал историю татарского народа. С января 1943 г. был на руководящей работе в организации «Идель-Урал». Сотрудничал в газете этой организации, писал статьи и стихи. С июля 1943 г. был заместителем редактора издававшегося немцами журнала «Корреспонденция». В октябре 1944 г. в чине обер-лейтенанта был назначен редактором газеты «Идель-Урал»…

В отношении каждого поименованного в этих книгах заводилось розыскное дело — в местах рождения, а в местах возможного появления (у родных и близких) — дубликат дела. В этих же целях использовались паспортный и воинский учет, перлюстрация почтовой корреспонденции и другие агентурно-оперативные мероприятия.

В январе 1947 года осведомитель отдела МГБ на железнодорожной станции Ишим сообщил: «… На улице Кирова проживает Морозов. В настоящее время он работает начальником колбасного цеха на мясокомбинате. Работавший там же «К» рассказал, что Морозов находился в плену в Германии около трех лет. После освобождения из плена его послали на работу в Донбасс, но оттуда он сбежал и приехал в Ишим».

Транспортные подразделения МГБ занимались розыском госпреступников на железных дорогах и в полосах их отчуждения. Поэтому начальник Ишимского транспортного отдела МГБ наложил на сообщение осведомителя резолюцию: «Передать в горотдел для оперативного использования».

Там установили, что на мясокомбинате действительно работает Морозов Алексей Максимович, 1908 года рождения, уроженец д. Слобода Кардымовского района Смоленской области. Проверили его по централизованным учетам бывших военнопленных, прошедших фильтрацию, и убедились, что он проходил проверку в октябре 1944 года в спецпагере НКВД n 283.

По розыскным книгам МГБ значился «Морозов Алексей Максимович, 1908 года рождения, уроженец Смоленской области, бывший лейтенант, командир взвода одного из батальонов 187-го стрелкового полка Красной Армии. Агент германской разведки. Проходил подготовку в разведшколе в г. Юхнове. Заброшен в тыл Красной Армии…» Дальше шло описание внешности.

Может, объявившийся в Ишиме бывший военнопленный Морозов и есть разыскиваемый вражеский агент? Запросили из спецлагеря НКВД фильтрационное дело. И выяснилось: Морозов «ишимский» работал на местном мясокомбинате еще до войны. Eго мобилизовали в августе 1941-го и в составе маршевой роты отправили на Карельский фронт, где 9 сентября он попал в плен к финнам на реке Свирь в районе Лодейного Поля. По соглашению о перемирии между СССР и Финляндией, подписанному 19 сентября 1944 года в Москве, финны возвратили всех выживших в неволе советских военнопленных, среди которых было немало тюменцев. Через Выборг эшелонами их доставили в лагеря НКВД, профильтровали и отправили на восстановление шахт Донбасса.

Узловский горотдел МГБ (лагерь n 283 находился на ж.д. станции Узловая Московской области) вынес свое заключение по материалам фильтрационного дела: «При сверке примет вашего Морозова с разыскиваемым «Морозовым» сходства не получилось. Ваш Морозов темно-русый, а не блондин, и в кадрах Красной Армии не служил, и с 1941 года все время был в плену в Финляндии».

Допрошенный 25 февраля 1948 года в ишимском горотделе МГБ, Морозов показал: «… В лагере n 283 я содержался до февраля 1945 года, после чего передан на работу в шахту n 4. Работал там до 2 июня 1946 года и, получив отпуск, выехал в г. Ишим к семье. Обратно решил не возвращаться. Об ответственности за нарушение Указа о запрещении самовольного ухода с производства я знал, но посчитал, что быть с семьей в Ишиме и работать в колбасном цехе лучше, чем в шахте».

Несостоявшегося «агента германской разведки» Морозова обязали «выехать из Ишима в течение 24-х часов к месту работы, где стать на учет в соответствующий отдел МГБ». А иначе -тюрьма!

Розыск занимал много времени, требовал знания приемов и методов деятельности спецслужб гитлеровской Германии и ее союзников, скрупулезного изучения многочисленных документов, многосторонней переписки по всему Советскому Союзу. Надо было добыть убедительный материал, показания свидетелей, организовать несколько опознаний, провести массу допросов.

Продолжение следует.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта