X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Памятник великой идее

Eжегодно накануне бывшего Дня Октябрьской революции в обществе начинается брожение мыслей на тему: почему до сих пор стоят памятники этой революции?

В частности, почему стоит и кому поставлен памятник на площади Борцов революции?

Однажды, проходя мимо, я услышал спор трех еще не старых мужчин: «кто стоит и почему». Не пора ли сковырнуть его, как памятник «железному Феликсу» на Лубянке в Москве? Я включился в полемику, и мы обменялись мнениями. К счастью, до кулаков дело не дошло. Разошлись полюбовно.

Памятник стоит потому, что его поставили здесь в 1957 году накануне Дня Октябрьской революции. Был объявлен конкурс, лучшим признали вариант E.А. Герасимова. По нему сделали сначала композицию из гипса, а в 1967-м отлили из чугуна на заводе строительных машин.

На памятнике написано, кому он поставлен: «От трудящихся г. Тюмени павшим борцам революции». Тут даже не указано, на какой стороне революции они были, когда пали — на «красной» или «белой». Можно считать, что это памятник общепримиряющий, он поставлен «павшим борцам» вообще. Надписи мелким шрифтом разъясняют, что пали все-таки «красные» от рук «белых».

Вообще-то на постаменте размещены две фигуры: рабочего (он стоит со знаменем в одной руке и револьвером в другой) и крестьянина (он с винтовкой, изображен присевшим — это сибирский партизан, воевавший против армий Колчака). Большевики всегда и везде говорили и писали, что только союз передовых рабочих и трудовых крестьян обеспечил победу в революции и гражданской войне, что этот союз должен постоянно укрепляться.

Так что на площади Борцов революции поставили памятник-символ боевого содружества рабочих и крестьян. Другой вопрос: была ли эта дружба на самом деле? Большевики утверждали, что была, приводили доказательства. Однако если взять ту же продразверстку, то ее не собирали, а выбивали из крестьян, забирали последние запасы, обрекая село на голодную смерть в зимнее время, когда нельзя найти чего-нибудь съестного ни в лесу, ни на лугу. Взамен давали только расписки, обещали заплатить позже, да — забыли…

Обирали крестьян и в 1920-е, когда власти проводили индустриализацию страны. Рабочие тоже жили тяжело, но основные поступления средств на строительство заводов и фабрик, укрепление военной мощи страны шли из деревни, от крестьян, в виде налогов, самообложения, займов, дешевых продуктов, продававшихся втридорога потребителям.

А когда началась коллективизация, то «рабоче-крестьянская власть» всласть поглумилась над крестьянами, забирая у колхозов даже семена. Рабочие поставляли в деревню трактора и другую технику низкого качества за большие деньги. Это было всегда. Даже в 1970-1980-х, купив трактор или комбайн, крестьяне у себя перебирали машины заново, так как гайки и болты, на которые крепятся части машин, были закреплены кое-как, как говорят, «на живульку». Eсли машины перегоняли своим ходом с железнодорожной станции, то по дороге через каждый километр осматривали ее, чтобы чего-либо не потерять, подтягивали гайки…

В начале 1990-х цены взлетели, как сумасшедшие, вначале не на продукцию крестьян — молоко и мясо, а на продукцию заводов и фабрик, на продукцию рабочих. Каждая железяка стала стоить столько, будто сделана из золота или платины. То же с горюче-смазочными материалами. Чуть подойдет пора сеять или убирать, цены на бензин взлетают. Что получили рабочие взамен? Eстественно, дорогой хлеб и другие продукты питания — крестьяне тоже хотят жить.

И до сих пор существует дикий диспаритет цен: продукция, произведенная рабочими, ценится дороже, чем та, что выходит из-под крестьянских рук.

Прошлое ставит под сомнение существование рабоче-крестьянского союза в реальной жизни страны.

Готовя эту статью, я позвонил известному в Тюмени доктору исторических наук и спросил, как теперь преподается студентам университета вопрос о союзе рабочего класса и трудового крестьянства? Ответ был обескураживающий: никак не преподается, в современном российском обществе этот вопрос никого не беспокоит, разве что иногда «старорежимный» журналист выскажется на эту тему с позволения крутого редактора. И только.

Я полагаю, что не стоит поднимать руку на памятник на площади Борцов революции. Это памятник вообще-то великой демократической идее — единству общества. Может быть, уже в недалеком будущем он состоится, этот, пока гипотетический, союз. На новой основе.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта