О «флейте дождя» и секрете игры на «диджериду»
«Здравствуйте. Меня зовут Дмитрий Тихонов. Приглашаю вас на семинар, посвященный знакомству с редкими этническими инструментами разных народов. Первый корпус ТюмГУ, аудитория 116, в 18.30».
Решила, что сходить стоит, и не пожалела.
Вообще, атмосфера в аудитории вряд ли соответствовала строгому научному слову «семинар». Скорее, встреча ребят-единомышленников, которым есть что сказать друг другу. Неторопливо стекающиеся студенты, исписанные парты, гора верхней одежды на задних рядах (в гардероб не пустили, поздно). Вот прибежала розовощекая с мороза девушка Ксения — флейтистка из тюменской фолк-группы «Солноверт». Видимо, ждали ее.
Прогулка по музыке, которая существовала на планете в разное время, началась с диджериду — что-то вроде трубы или рога, только гораздо больше. «Это древний австралийский инструмент, — рассказал Михаил, хозяин инструмента,
— раньше его делали из пустых веток эвкалипта. Извлекать из него можно только одну ноту. На самом деле, это очень легко. Главное, вдохнуть и выдохнуть одновременно». М-м, да… Аудитория призадумалась. Диджериду звучит глухо и трубно. Я почему-то представила стадо слонов, которые торопятся на водопой.
Рядом с австралийским диджериду — мансийский бубен. «Шаманский, — говорит Дмитрий Тихонов, — для его изготовления нужна кожа оленя, обязательно не младше пяти лет. А для колотушки — напротив, кожа молодого олененка».
Еще ребята рассказали об индийском барабане, инструменте с очень красивым названием — «флейта дождя» (звуки, которые она издает, похожи на шум ливня). «Ту, что я держу в руках, наверняка приобрели в сувенирном магазине, и сделана она из спичек и гречки, — говорит другой Михаил, участник группы «Солноверт», откидывая волосы со лба, — а раньше такие флейты изготавливали из кактусов. Их выворачивали наизнанку, сушили, засыпали камешки. Инструмент достигал полутора метров в высоту».
От архаической музыки перешли к традиционной. Прозвучал рассказ о японской флейте для медитации, которую раньше по совместительству использовали для самообороны, гуслях (Андрей из «Солноверта» сыграл известную мелодию из мультфильма «Князь Владимир»), хантыйском нарсъюхе и многом другом.
Закончили так же неожиданно, как и начали — парой слов о «World-music» — мировой музыке, которая позволяет сочетать традиционные инструменты разных народов.
Слушатели подались к выходу, а «Солноверт» и Дмитрий Тихонов принялись упаковывать флейты, жалейки, гусли в чехлы для гитар. Оказывается, большинство инструментов, представленных на семинаре, Дмитрий, студент отделения журналистики Тюменского госуниверситета, изготовил сам. Особенно гордится нарсъюхом, потому что делал его серьезно, основательно. Целых четыре дня потратил в мастерской родного города Нягани, где отдыхал на каникулах. На вопрос, откуда такой интерес к этническим инструментам, говорит, что одно время занимался алтайским горловым пением. Удивительно, но Тихонов не имеет музыкального образования, хотя планирует получить.
«Хочу иметь академический слух, чтобы делать разные инструменты», — говорит он.
***
фото: Дмитрий Тихонов играет на алтайском комусе.