Уже не равнина
Как сказал бы мудрец, купивший горные лыжи для себя и сноуборд для сына: «Лучше маленькая гора возле моего дома, чем большая гора за тридевять земель». Уподобимся этому многоопытному мужу и тихо поблагодарим матушку-природу за то, что подарила равнинной Тюмени Воронинские горки. Не Альпы, не Кавказ и даже не Уральские горы – но свое, родное, близкое, пусть «труба пониже, а дым пожиже».
Точнее, не труба, а «полтрубы». Или (ах, какое сладкое слово для поклонников сноуборда!) – «хафпайп».
Снежные стены, а крыша – небо… В недавнюю субботу, один из первых зимних дней в Тюмени, здесь властвовала метель. Северный ветер швырял нам в лицо колючие снежинки и выжимал из глаз слезы. Но плакать точно не хотелось. Скорее, наоборот. Происходящие здесь перемены способны согреть сердца истинных любителей «белого экстрима».
Вместе с генеральным директором АНО «Спортивный центр «Воронинские горки» Геннадием Марьясовым выходим на край горы. Снежного желоба с высокими, ровненькими, как бильярдный стол, шестиметровыми стенами пока не существует. Но его контуры обозначены, прорисованы двумя насыпями, между которыми он и расположится.
Хафпайп у нас будет уже этой зимой. Говорят, таких на всю страну всего несколько. И Тюмень сможет принимать соревнования, может быть, даже российского масштаба.
«Полтрубы» – едва ли не самое зрелищное в сноубординге, захватывающая акробатика над белой стеной, немыслимые сальто-мортале, экстрим в чистом виде при головокружительной красоте полетов. И – отметим особо – олимпийская дисциплина, где тон сегодня задают американцы.
Мне удалось посмотреть состязания в хафпайпе на Играх-2006 в Турине: впечатления – изумительные. Как же мастерски владеют «снежной доской» и собственным телом эти молоденькие парни, похоже, не слезающие с гор, загоревшие под горячим солнцем! И спокойно, как истинные профи, получают свои драгоценные медали…
«Не надо иллюзий, – решительно уточняет Геннадий Марьясов –, олимпийских чемпионов мы вряд ли будем готовить. У воронинского центра иное предназначение – учебное. Мечтающие о больших победах должны сначала хорошенько освоить азы, будь то модный сейчас сноубординг или вечно популярный горнолыжный спорт. Уверенно почувствовать себя на «наклонной плоскости», совладать со скоростью, избавиться от страха. И, разумеется, научиться правильно пользоваться всем снаряжением.»
Возможно, горка длиною всего 250 метров, при перепаде высот 40 метров – идеальное место для таких вот «спортивных первоклассников».
Нынче как раз привели в порядок так называемый «учебный склон» – он стал более ровным и широким, удобным для начинающих сноубордистов.
Геннадий Георгиевич шутливо говорит, что с удовольствием бы променял здешний скромный рельеф на более величественный – скажем, 250 м на 1250. Но чего нет, того нет. Хотя, мы знаем, горы бывают и рукотворными. Нечто подобное происходит сейчас и у нас.
Гора N 4 Вообще, все добрые перемены на Воронинских горках имеют под собой материальную почву. Не землю, снег или лед – деньги. Реальные средства, вкладываемые в обустройство уникального для Тюмени центра правительством области.
Идеи, рождаясь, не умирают, потому что получают необходимую финансовую подпитку. Так и с новой для Воронино горой, которая создается уже без участия природы, под условным номером 4. Сколько еще грунта примет она на свою растущую макушку! На моих глазах могучий самосвал-иномарка доставил на место очередную порцию сыпучего груза в три десятка тонн.
«Четвертая» – проект более долговременный, чем некоторые другие. Отсыпать, установить подъемник, провести все остальные, более мелкие работы… Скорее всего, то, что здесь получится в итоге, мы увидим только следующей зимой. В любом случае, это будет нечто новое и необычное. Наш тюменский «Монблан».
Тот же пирожок, но новая начинка. Вспомним, однако, что театр начинается с вешалки. Воронинский «театр зимних забав» намерен совсем иначе принимать своих гостей, чем это было до сих пор. Из старого АБК, где по понятным причинам было тесновато, по переходу под крышей мы попадаем в новое помещение – длинное, вытянутое, как стрела. Здесь хозяйничают строители. Это те площади, на которых можно развернуться, создав тот уровень сервиса, о котором мечтает Марьясов. Гораздо большая, чем раньше, прокатная зона; мини-гостиница в несколько комнат для тех, кто пожелает остаться на ночь; наконец, просторные и теплые туалеты…
Вообще, с теплом здесь все нормально: действует своя газовая котельная.
Для проката есть около трехсот пар лыж достойного качества. 70 сноубордов. «Будем докупать», – лаконично комментирует ситуацию с инвентарем Геннадий Марьясов.
Приобретены отличные австрийские станки для подготовки лыж и сноубордов.
Жаль, что упущено некоторое время – строители пришли сюда позже, чем планировалось, с важнейшего для города спортивного объекта – стадиона ФК «Тюмень». Обсудив это обстоятельство, немаловажное для оценки сегодняшнего положения дел, мы с генеральным директором пришли к оптимистическому заключению: иногда надо набраться терпения, чтобы получить желаемое. Спешка может только повредить. Слишком заманчив сам проект переустройства нашего единственного «горного стадиона», чтобы искусственно торопить его реализацию. Игра стоит свеч!
Тюбинг и сноуборд-парк Воронино обещает стать уже в ближайшем будущем самым притягательным в Тюмени местом семейного зимнего отдыха.
Еще одна новинка, более развлекательная, чем спортивная – тюбинг. Рядышком, через узкий снежный гребень, пробиты на склоне горы две полосы-трассы, по которым помчатся удивительные снаряды. Или, по-народному, «бублики» – нечто напоминающее автомобильную камеру, с жестким и гладким чехлом внизу.
Часть склона, отданная под так называемый сноуборд-парк, будет оборудована трамплинами и особыми перилами из металла и фанеры. Эти перила (не трогать руками!) вечно волнуют сердца отчаянных поклонников стремительных досок: запрыгнул на скорости – пронесся по тонкой сверкающей грани – сохранил равновесие, даже не покачнувшись – мягко приземлился на косо убегающий вниз, к подножью, снег и помчался дальше… Закройте глаза и нарисуйте мысленно эту живописную картинку!
На два фронта Гендиректор Марьясов сегодня, фигурально выражаясь, сражается на двух фронтах. Перестраивает «Воронинские горки», имея в виду несомненную и привлекательную перспективу. И совершенно не может устраниться от текущих дел, от зимы, стоящей у входа, от наступившего сезона.
Только-только выпал первый снег, как сюда хлынули фанаты сноубординга. Соскучились!
Значит, пора выгонять на склоны пушку, которая, глотая неимоверное количество воды, способна за ночь произвести 25-30 кубов искусственного снега. Пора включать подъемники и выводить на белый простор ратрак, нечто среднее между мощным трактором и танком. Эту машину, уплотняющую снег, укатывающую склоны, мне предъявил инженер спортивного центра Евгений Шавшин. Таких широких гусениц, признаюсь, не видел никогда. В гараж-ангар ратрак протискивается с трудом.
… Через несколько дней после поездки на Воронинские горки пообщался за чашкой чая с одним из сильнейших тюменских сноубордистов Андреем Пестовым. Он одобрительно отозвался о происходящих там переменах. И подтвердил: спортсмены и просто любители прокатиться на «снежной доске» с нетерпением ждут своего сноуборд-парка. Они готовы всячески помогать немногочисленному персоналу центра в этих добрых начинаниях.
… Да, кто там произнес: «Равнинная Тюмень»? Стоя на самом краю белой горы и рискуя сверзиться под откос, я подумал, что не все так просто, как представляется снизу.
***
фото: