Футбольный подмастерье
… Когда-то этот миниатюрный мальчишка удивил своего учителя физкультуры замечательной спринтерской скоростью. Пятиклассник установил рекорд своей 40-й школы -60 метров за 8,7 секунды.
Сегодня Сергей Тимофеевич Шорохов искренне рад, что его бывший ученик (выбравший, правда, не легкую атлетику, а футбол) отмечен судьбой. Нет, он не встретил, как Волька Костыльков из старой книжки Старика Хоттабыча (который мог не только двигать штанги футбольных ворот, но и, при желании юного друга, сделать его выдающимся профи — «слушаю и повинуюсь»). Жаль, что писатель Лагин не пошел по этому пути в своей замечательной повести-сказке…
Нет, всем последним интересным событиям в жизни 13-летний тюменец Ильнур Альшин обязан себе самому. Своему старанию, долготерпению, прилежанию на уроках физкультуры в школе и занятиях в ДКЭСШ футбольного клуба «Тюмень», где его тренером был Виктор Княжев.
Но однажды Ильнур узнал о необыкновенной «Школе бразильского футбола в России». Точнее, ее посланцы нашли его, как и других способных мальчишек из российской провинции.
Самое время сказать несколько слов об этом учебном заведении (к стыду своему, до недавнего времени я о нем не слышал). Создано оно при участии Фонда развития международных гуманитарных инициатив имени Г.И. Лансдорфа. Попечительский совет Фонда возглавляет спикер Государственной Думы и большой поклонник футбола Борис Грызлов.
Итак, выбор пал и на нашего юного земляка. И он узнал, что ему предстоит отправиться за океан, в страну Пеле и других великих футболистов. Здесь Ильнур провел минувшим летом больше месяца — со 2 июля по 10 августа. О такой футбольной практике можно только мечтать. И замечательно, что мечты сбываются!
А осенью ему предстоял новый вояж, и надолго — уже не к океану, а к Черному морю. «Школа бразильского футбола в России» базируется в поселке Кабардинка под Новороссийском. Те же самые классы, те же самые уроки… С той существенной разницей, что здесь преподают сразу два языка — английский и немецкий и обязательна хореография. Но самое необыкновенное — в том, когда начинаются уроки. В одиннадцать часов утра! Потому что ранее мальчишки должны честно «отпахать» на первой за день тренировке, первой из двух. Но, может, это самый лучший вариант — когда приходишь в класс не вялым и полусонным, а хорошо разогревшимся и сверхактивным?
Конечно, когда много трудишься, хочется есть чаще, чем обычно. В школе — пятиразовое питание. И никто здесь не жалуется на отсутствие аппетита. Однако приходят порой сладкие воспоминания о неповторимом мамином борще…
Но, как и в любой школе, случается славное время каникул, и недавно Ильнур Альшин погостил недельку дома. Были и борщ, и его любимые горячие бутерброды из духовки.
… Мы встретились субботним вечером в спортзале 40-й школы. Инициатором этого неожиданного для меня интервью стал мой давний, еще с комсомольских лет, товарищ Сергей Шорохов. Он не теряет из виду своего ученика и искренне за него болеет, желая счастливой футбольной карьеры.
Пришла на встречу и мама Ильнура — Анна Амировна. Легко было понять ее желание побыть с сыном как можно дольше — назавтра он вновь улетал к далекому морю… И все же мама не выглядела грустной. Скорее, я почувствовал гордость за сына — его выбрали для важного дела, он учится любимой игре и хочет стать профессиональным игроком. Хотя… приходится учиться и самостоятельности, может быть, взрослеть чуть раньше сверстников, привычно благодушествующих под родительским крылом.
В Кабардинку приезжают бразильские тренеры. Целый месяц работал с мальчишками один из них, по имени Лукас. Общались с ним через переводчика, но чаще без него — на английском (вот для чего здесь так старательно осваивают язык Бобби Чарльтона и Дэвида Бэкхема!) Кстати, учиться плохо просто невозможно — никто из попавших сюда счастливчиков не хочет, чтобы его отчислили за неуспеваемость.
Бывает, что последний урок идет «на автопилоте» — уже не терпится выскочить с мячом на зеленый южный газон, всласть побегать, обстрелять с различных точек извечную мишень ворот… Ильнур играет в полузащите. Хотя, вспоминает Сергей Шорохов, в 40-й он был более известен как нападающий. «Голы делал из ничего. Здорово финтил — отнять у него мяч порой не могли по несколько минут. Мог убежать на высокой скорости от любого преследователя. И еще — я отметил в нем умение думать на поле. Мысль! Вот что отличает способного от бездарного».
Но иногда надо отдыхать и от футбола. Ильнур погулял по Тюмени, повидался с друзьями. Правда, с Виктором Николаевичем Княжевым пообщаться не удалось…
Субботний день подарил ему еще одно событие. ЦСКА, за который он болеет, вновь стал чемпионом России. С чем я и поздравил моего нового знакомого. А еще Ильнур болеет за «Челси» и неравнодушен к «Барселоне», где играет его любимец Роналдинью…
Мы договорились, что он не «потеряется» для «Тюменского курьера» и будет делиться, через маму или папу, своими новостями. У Черного моря предстоит провести еще достаточно много времени — два с половиной года, до выпуска из футбольной школы и корректировки дальнейших жизненных планов.
Я хотел рассказать Ильнуру об одной замечательной встрече, случившейся летом 1980-го на зональных соревнованиях «Кожаного мяча». С мальчиком, которого звали Витя Леоненко. Тогда я, разумеется, не мог знать, что он вырастет в классного футболиста, игрока московского, а потом киевского «Динамо»…
Жаль, что времени на это у нас не хватило. Расскажу в следующий раз. С тайной надеждой, что Ильнур Альшин повторит этот путь.
Он действительно живет футболом и намерен выбрать его делом жизни. Стать мастером.
А пока Ильнур Альшин — футбольный подмастерье. Такой, каким был когда-то Витя Леоненко.
НА СНИМКE: во время пребывания в Бразилии, вместе с мэром города Санта-Катарина, который устроил прием в честь юных футболистов из России. Справа от Ильнура — Дима Коробов из Владикавказа.
***
фото: