Bо имя надежды и бескорыстия
Сто лет назад в Тюмени проводилось две сотни благотворительных мероприятий в год. Для современности такая цифра немыслима, но постепенно добрые традиции возрождаются.
Например, уже семь лет действует Благотворительный фонд развития города Тюмени. Предлагаем вашему вниманию интервью с исполнительным директором этой организации Веры Баровой.
— Вера Владимировна, ваш фонд возник в 1999 году. Время тогда было непростое. Как у вас появилась идея взвалить на себя столь непростую ношу?
— Это как-то очень плавно вытекло из программы, зародившейся в 1997-м. Я тогда возглавляла областную ассоциацию работников социальных служб. Нас пригласили принять участие в большом проекте Сибирского центра поддержки общественных инициатив из Новосибирска. Деньги на его реализацию выделило агентство международного развития США. К 1999 году сотрудничество с новосибирцами оформилось в новую организацию — Благотворительный фонд развития города Тюмени.
— Профессионалов в сфере благотворительности в Советском Союзе не готовили, а ведь продвижение общественного проекта — это непростая наука. Где вы ей учились?
— Мне повезло. Я люблю общаться с людьми. Кроме того, практически всю жизнь трудилась в «живых» структурах. Конечно, сейчас их активно критикуют, но комсомол, например, научил меня мечтать. Работая в отделе пропаганды горкома комсомола, поняла, что любая мечта осуществится, если правильно подобрать помощников. Как бы сейчас ни ругали советские времена, но комсомольцам тогда удавалось увидеть результат от множества полезных дел.
— Среди горожан бытует мнение, будто создать общественную организацию нынче просто, как «картошку вырастить». Близок ли этот миф к правде?
— На деле все совершенно не так. Трудности у нас начались буквально с первого дня. Начнем с того, что само слово «фонд» дискредитировано в глазах россиян. В общественном сознании оно почему-то связано с «отмыванием денег». Вероятно, это произошло из-за того, что первые фонды создавались под каких-то конкретных людей. Поэтому первые три года мы только и делали, что отвечали на один и тот же вопрос «Вы чьи?» Только к четвертому году горожане поверили в то, что мы действительно «ничьи» и заботимся исключительно о благе Тюмени.
Рада тому, что руководители коммерческих фирм теперь верят в независимость нашего фонда. Сегодня не приходится бесконечно доказывать, что никто по команде «сверху» не заставит нас направить их деньги на какие-то нужды.
Вторая наша проблема в том, что само государство ведет себя непоследовательно. Оно никак не может отладить взаимодействие с социально активными гражданами. Поэтому по-настоящему не поддерживаются организации, развивающие социальную инициативу людей.
— На ниве общественной деятельности в последнее время возникла достаточно жесткая конкуренция. Какими качествами нужно обладать общественному объединению, чтобы выиграть грант вашего фонда?
— Eжегодно мы проводим примерно три десятка конкурсов на получение грантов по четырем направлениям: городские социальные программы, организация досуга подростков, поддержка людей с ограниченными возможностями и сохранение исторической памяти города. Конкуренция между нашими «общественниками», действительно, острая. Грант получает только каждый третий претендент.
Столь жесткий конкурс приносит заметную пользу. Общественные организации постепенно осваивают методы работы, приемлемые для XXI века. Во-первых, мы отучили их «плакать» и убедили, что реализация социальных проектов — это профессиональная деятельность, которую нужно вести в рамках внятных бизнес-планов. — Наибольший шанс выиграть грант есть у тех организаций, которые способны защитить конкурсный проект и дать максимум информации о себе.
— Какими реализованными проектами вы гордитесь?
— Например, библиотека «Радуга» придумала проект «Библиотека без стен». Они уже четыре года ездят на автомобиле по городским дворам и выдают книги. Eстественно, читатели этому рады.
Eще у нас интересно живет библиотека для слепых. В своем помещении они оборудовали так называемую «мягкую комнату», где ребятишки могут играть. В результате в библиотечных стенах почти всегда звучит детский смех. Конечно, ребятишки приходят прежде всего поиграть, но постепенно приобщаются и к чтению. Кроме того, библиотекари придумали «тактильные книги», где вместо рисунков прикреплены вставки из различных материалов. Слепым детям интересно потрогать руками шерсть, например, коров или белок.
— Тюменский Благотворительный фонд славится своими новогодними праздниками…
— В декабре у нас проходит благотворительный бал, где мы, по сути, зарабатываем деньги. Собранные там средства позже уходят на организацию рождественских праздников для ребятишек из малообеспеченных семей и воспитанников детских домов. В частности, сейчас мы начали подготовку к очередному благотворительному балу, на который пригласим тюменских бизнесменов.
***
фото: