Автор мрачных сказок
Можно не обращать внимания на имя режиссера, снявшего ваш любимый фильм, не искать других его работ. Я так обычно и делаю.
Только вот однажды совершенно случайно обнаружила, что многие мои любимые кинокартины сняты одним и тем же человеком — Тимом Бертоном.
Великий сказочник современности, Бертон умеет снимать такие фильмы, которые с одинаковым удовольствием смотрят и взрослые, и дети. Такие картины, как «Бэтмен», «Эдвард Руки-ножницы», «Сонная лощина», «Чарли и шоколадная фабрика» кому-то покажутся завораживающими сказками, а кому-то — забавными или не очень аттракционами. Взрослые же увидят за яркими фильмами мрачный юмор большого и отнюдь не веселого сказочника.
Режиссер и продюсер Тим Бертон родился 25 августа 1958 г. в Бурбанке, штат Калифорния, США. После окончания школы поступил в институт искусств на факультет анимации, потому что единственное, что получалось у юноши хорошо — это рисовать.
Закончив институт, устраивается аниматором не куда-нибудь, а в киностудию Уолта Диснея, где принимает участие в работе над полнометражным мультфильмом «Лис и гончая» (1981). Однако симпатичные большеглазые герои Диснея с их трогательными проблемами и притянутыми за уши приключениями чужды молодому художнику. Поэтому в своей первой самостоятельной работе — шестиминутном черно-белом мультфильме «Винсент» (1982) — Бертон отдает дань уважения своему любимому жанру ужасов. «Винсент» получает положительные отзывы на ряде фестивалей.
Этот мультик увидел и популярный в середине 1980-х телевизионный комик Пол Рубенс (работавший под персонажем-маской по имени Пи-Ви Херман), который предложил Бертону стать режиссером его кинодебюта, киноленты «Большое приключение Пи-Ви», который вышел в 1985 году. И фильм неожиданно получает популярность у зрителей, а Бертон из молодого художника превращается в подающего надежды режиссера.
Но только через пять лет ему представилась возможность поработать над более значительным проектом для киностудии «Уорнер Бразерс» — «Жучиный сок». В этой комедии из жизни привидений, удостоенной премии «Оскар» за лучший грим, уже отчетливо видны все основные мотивы творчества режиссера. А именно: создание удивительной, сказочной, намеренно «мультипликационной» реальности и присутствие обаятельного гротескного злодея, который вызывает подчас гораздо большую симпатию, чем положительные герои.
На волне успеха этой ленты студия предлагает Бертону постановку кинокартины по мотивам легендарного комикса о похождениях супергероя Бэтмена. На постановку выделяется бюджет в 35 млн. долларов, на роль злодея Джокера приглашается Джек Николсон. На протяжении всего периода съемок «Бэтмена» пресса предсказывает фильму провал. Однако, выйдя на экраны в июне 1989-го, он становится лидером проката. Мнения критиков о «Бэтмене» (фильм удостоен премии «Оскар» за работу художника-постановщика) разделились, но то, что создано крупное произведение искусства, не вызывало сомнений.
Следующая работа Бертона — грустная сказка «Эдвард Руки-ножницы», вышедшая в свет в 1990-м, рассказ о трогательном создании безумного мастера, который вызывал злобу у жителей захолустного городка из-за своей непохожести на них. На этом удивительно красивом, мудром, как все настоящие сказки, фильме Бертон впервые работает с молодым актером Джонни Деппом, ставшим затем его постоянным соратником. «Эдвард Руки-ножницы» пользуется большим успехом, как у зрителей, так и у критиков, многие из которых до сих пор считают его лучшим фильмом режиссера.
А что было дальше — знают все. Художественные фильмы и полнометражные мультики выходили регулярно, каждые пару лет. И никогда не оставались незамеченными ни публикой, ни критиками.
Хотя Бертон и предпочел отдать бразды режиссерства своему другу Генри Селику в 1993 году, когда создавался нашумевший мультфильм «Кошмары перед Рождеством», картину по праву можно считать его работой. Бертон был аниматором, и именно за созданные им визуальные эффекты картина была номинирована на «Оскар».
Он продолжает активно работать со своим любимым актером Джонни Деппом: фильмы «Сонная лощина», «Чарли и шоколадная фабрика» и «Эд Вуд» выходят один за другим. Бертон не изменил себе, создавая один из последних своих мультипликационных шедевров — «Труп невесты». Этот черно-бело-серый, с легким налетом синевы, мультик викторианского стиля в очередной раз показал, что любые истории, даже заведомо фантастические, режиссер умеет подать с присущим ему одному своеобразным юмором и эстетством.
Так что, если в новогодние каникулы вам не хочется смотреть диснеевские короткометражки с котятами и утятами, то обратите внимание на работы Тима Бертона. Праздничное настроение, хоть и окрашенное черным юморком, вам гарантировано.
***
фото: режиссер Тим Бертон; кадр из мультфильма «Труп невесты».