X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

Елка 1937-го

Новый год немыслим без елки, Деда Мороза, Снегурочки… Но в отечественной истории были времена, когда новогодний праздник и его сказочные персонажи находились под строжайшим запретом.
Как известно, первая елка в России появилась в конце 1700 года. Ни деревня, ни церковь, однако, того не одобрили, и в обычай она вошла нескоро.
Сперва — в богатых петербургских домах немцев (Германия — родина новогодней елки), затем в именитых российских, а уже после ее принял простой люд. В середине XIX века без елки святок и не мыслили. По словам известного писателя и журналиста Ивана Панаева, «… все помешаны на елках, без них теперь существовать нельзя».
Продавали елки поначалу в кондитерских, были они маленькие и умещались на столе. Со временем «подросли» и встали на крестовину в зале. Не только в частных домах, но и во дворянских и офицерских собраниях, институтах благородных девиц и гимназиях.
Но наступил 1917 год, и слова коммунистического гимна «Интернационала» были восприняты буквально.
«Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш, мы новый мир построим…»
В «новом мире» Новому году места не нашлось: в 20-е годы елка и Дед Мороз были запрещены. Детский новогодний праздник в Сокольниках с участием Ленина и Крупской придумали позднее, после реабилитации Нового года и елки.
В декабре 1935 года в «Правде» вышла статья второго секретаря ЦК КП (б) Украины Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку».
Постышев был одним из самых влиятельных партийных функционеров: в 1931 году как секретарь ЦК ВКП (б), руководивший отделом агитации и пропаганды и орготделом ЦК, посетил кабинет Сталина сорок девять раз и провел в нем около ста девяти часов (то есть шел третьим по количествам посещений генсека после председателя Совнаркома СССР Вячеслава Молотова и секретаря ЦК ВКП (б) Лазаря Кагановича).
По донесениям ОГПУ коммунистические вожди знали, что не все граждане СССР отказались от «старорежимных» традиций и продолжают тайно ставить дома елки — за неимением елочных игрушек ветви украшали самодельными куколками: ведьмами, чертями, гномами или клоунами.
Поэтому агитпроп ЦК ВКП (б) предложил приспособить народный праздник для торжества революционной идеологии: на смену рождественским ангелочкам пришли кремлевские башни, красноармейцы, пионеры, самолеты, танки, полярные пароходы. Их делали на подставке или прикрепляли к елке с помощью металлических прищепок, чтобы дети могли играть с этими игрушками. Елочные шары с портретами Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина выпускали недолго, видимо, решили, что негоже вождям болтаться на веревочке.
В 1937 году елку установили в Колонном зале Дома Союзов. Новый год стал праздником политически важным.
Из Москвы елки пошли по всей стране. Как всякое массовое политическое мероприятие (других в СССР просто не существовало), Новый год следовало отмечать по инструкции Народного комиссариата просвещения, опубликованной в справочном пособии «Елка в детском саду и в школе» (Учпедгиз, 1937 год).
Во вступительной части этого директивного документа подчеркнуто: «… Новогодняя елка должна быть праздником радостного и счастливого детства, созданного в нашей стране огромными заботами партии, правительства и лично товарища Сталина о детях…
Необходимо украсить верхушку елки пятиконечной красной или серебряной блестящей звездой. На верхних ветках лучше повесить на самые концы легкие, блестящие украшения, а по контуру веток положить нити серебряного инея. На средних ветках надо вешать такие игрушки, которые не требуют близкого и детального рассматривания, например, бонбоньерки, хлопушки, крашеные шишки, бутафорские овощи, а на краях ветвей — аэропланы, парашюты, птички, бабочки и т. п…
На нижних ветках ближе к стволу можно расположить в веселых позах кукол, слонов, обезьянок, зайчиков…
Необходимо сохранить изобилие и разнообразие приятных для глаз вещей в самом необыкновенном их соседстве — парашют и медведь, бабочки и хлопушки и т. п…
Особое внимание необходимо уделить декорированию подножия елки. Сказочность и необычайность этого чудесного дерева должна быть сохранена целиком. Можно положить на пол немного белой материи и закрыть подножие елки ветками, можно устроить с одной стороны берлогу, а с другой — хоровод зайчишек…»
Рекомендации по организации новогодних вечеров для взрослых напоминали приказы и указания по проведению комсомольских и партийных собраний, посвященных «… подведению трудовых итогов и результатов отчетного года, обсуждению международного положения, производственных планов, развитию критики и самокритики…»
Но главным требованием взрослой новогодней инструкции 1937 года стало «повышение бдительности и участие в борьбе с «троцкистско-зиновьевскими извергами» — в Москве к тому времени прошли первые политические судебные процессы, положившие начало большому террору.
Прощение сталинским режимом Нового года, елки, Деда Мороза и Снегурочки люди приняли за реальное воплощение в жизнь лозунга вождя: «Жить стало легче, жить стало веселее». У многих тогда появилась надежда на возвращение к вековым народным традициям.
В декабре 1936 года была принята конституция, декларирующая гражданские права и свободы. Началась перепись населения… В своем дневнике Андрей Аржиловский, уроженец с. Зырянка Онохинской волости Тюменского уезда, лишенец (т. е. не имеющий избирательных прав), раскулаченный и осужденный в 1929 году на 10 лет лишения свободы, а в 1936 году досрочно освобожденный по состоянию здоровья, имеющий троих дочерей и двоих сыновей от 17 до 9 лет, записал: «1 января 1937 года. С Новым годом! Как бы то ни было — празднуем и ждем лучшего от жизни. По делам переписи населения обхожу закрепленные за мной 15 домиков. Вижу, что многие живут хуже нас. Несмотря на 20-летнее перевоспитание, все-таки в Тюмени много верующих, и на вопрос о религии отвечают определенно: «Верую…»
На елки, установленные в школах, рабочих общежитиях и гарнизонном клубе дислоцированной в Тюмени 65-й стрелковой дивизии, дети и взрослые смотрели с восторгом. Как будто ждали чуда. Но чуда не случилось. И в наступившем 1937-м году многие из тех, кто желал себе и другим здоровья и счастья, были расстреляны в чекистских подвалах или превращены в «лагерную пыль». ***
фото: новогодняя открытка того времени.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта