X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Аршином общим не измерить

«Вена, давшая творческое крещение большему числу великих или выдающихся композиторов…», — написано в филармоническом пресс-релизе. Оцените ранжир: великие, выдающиеся, крупные, значительные, заметные…
Буду пользоваться этим построением для обзора событий культурной жизни.
На прошлой неделе случилось три значительных события и одно заметное: презентация альбома Александра Митинского, открытие оперного театра «Пикколо», концерт Венского оркестра Иоганна Штрауса, фотовыставка «Красивые и обнаженные».
***
Обыкновенное чудо
Александр Митинский родился в Тюмени, жил в Тюмени, умер в Тюмени. Рисовал Тюмень каждый день. Ходил по городу с блокнотом, набрасывал контуры пейзажа, делал пометки о цветовых соотношениях, а вечером, вернувшись домой, раскрашивал картинку.
В теплое время года он вставал в четыре утра, чтобы успеть на пленэры. Добирался до окрестных деревень «одиннадцатым номером», это был самый надежный транспорт.
Художник внимательно наблюдал будничную жизнь, фиксировал ее скрупулезно, благодаря этому сохранился точный образ старого города, со всеми особенностями, которые время стерло с земли и, казалось, из памяти. Старожилы всплакнут, узнав ушедшее.
У Александра Митинского взгляд волшебника, навеки привязанного к обыденности. Он открывал в знакомом пейзаже неповторимые черты. Грязный пароходик на Туре. Бетонные коробки завода. Болотце, придорожные осины, кривобокие избушки. Все преобразилось…
«Когда смотришь на его миниатюры, даже покосившийся дом не кажется страшным, он кажется милым, как в сказке», — заметил Сергей Кабанов, заместитель мэра. (На презентации Кабанов представлял спонсора: альбом издан при поддержке администрации города).
Мирный покой пейзажей не нарушили войны, голод, тяжелый быт. Туда не проникли душевный разлад, сомнения. По словам автора-составителя альбома Натальи Сезевой, за бортом осталось огромное литературное наследие художника, в том числе письма. «Он как старый русский интеллигент писал письма на пяти-шести страницах. Исповеди, творческие искания. Мне хотелось включить их в альбом. Но там слишком много боли. Рано публиковать это».
Художник мечтал об альбоме или хотя бы наборе открыток. Осуществления мечты дождались его дети.
***
Здесь кончается искусство?
После фотовыставки «Красивые и обнаженные», устроенной в музее изобразительных искусств радиостанцией «Шансон», поймала слушок: наш музей «идет куда-то не туда».
Судя по альбому Митинского, который «пробила» искусствовед Наталья Сезева, музей идет туда.
Театрализованное представление «По улицам олень бегущий», «Майская ночь», демонстрация костюмов, созданных дизайнерами Сибири и Урала, расширили рамки представлений о музее, привлекли новую публику.
Открылась возможность зарабатывать не только выставочной деятельностью (нет-нет, я не о продаже государственного достояния буржуинам!): например, провести корпоративную вечеринку радиостанции, построенную вокруг фотоконкурса.
Гости вели себя прилично, мимо урны не плевали, гопака не танцевали.
Обнаженная натура… Уж кого-кого, а музейщиков этим не испугаешь. На отчетной выставке Союза художников, которая гостит сейчас в залах второго этажа, тоже есть «мадамы» без покровов. О постоянных экспозициях и запасниках даже говорить не приходится: полным-полно «ню».
Что же тут «не туда»? Качество большинства работ. Было несколько серий, интересных по замыслу и исполнению, но их заслонили другие, скучные и глупые.
Опытные мастера, за редким исключением, не участвовали в конкурсе. А любители, похоже, решили, что голая девушка — это уже факт искусства. И нащелкали девушек до одури. В разных позах.
Пошлость не впервые посещает музейные залы. Только в этот раз она была откровенна в своей наготе.
Мероприятие вызвало интерес, тюменцы спрашивали, можно ли купить билеты на выставку. Но это было закрытое мероприятие.
По-моему, сотрудникам музея подарили отличную идею. А именно: идею экспозиции эротического искусства. Можно отобрать для нее образцы, которые выше всякой критики.
***
Вальсы, польки и мазурки, но не танцы
Венский оркестр Иоганна Штрауса гастролирует зимой, создавая настроение рождественского праздника.
Концерт в Тюмени организован агентством Ирины Гуляевой, с которым активно сотрудничает наша филармония.
В оркестре 42 музыканта. Как объяснили тюменским журналистам дирижер Ола Руднер и первый концертмейстер Михаил Шницлер, число музыкантов всегда одно и то же, не больше и не меньше, и состав инструментов не случаен: соблюдается оптимальное соотношение струнных и духовых. Для этого оркестра важно во всем следовать заветам Иоганна Штрауса, добиваться звучания, какого он желал. В репертуар редко попадают посторонние авторы: оркестр верен семье Штраусов.
Еще один кит: играют только австрийцы. Хотя в этом турне случилась замена, вместо заболевшего австрийца выступает россиянин. Но опять же, он учился в Вене.
Слушатели вправе ожидать любимых мелодий: вальса «Голубой Дунай», увертюр из оперетт «Летучая мышь» и «Цыганский барон». Наряду с популярными произведениями оркестр играет малоизвестные. Просвещает массы.
Оркестр Иоганна Штрауса не выступает на балах. Его статус выше. Ирина Гуляева объяснила, что под вальсы, польки и мазурки танцевать невозможно, это вариант только для концерта: «Другой ритм, динамика, другая музыкальная форма!». Думаю, она недооценивает способности отечественных танцоров. От того, чтобы пуститься в пляс под звуки венского оркестра, нашу публику удерживает только уважение к великим композиторам.
Театр «Пикколо» открылся монооперой Франсиса Пуленка «Человеческий голос» в органном зале филармонии.
Первое, что поразило публику еще до начала спектакля, — шикарное ложе, застеленное золотистой и бордовой тканями. Позже выяснилось, что ткань неприятно шуршит, особенно когда соприкасается с платьем героини. Большую часть спектакля героиня провела на этом ложе, исползала его вдоль и поперек. И постоянно шуршала, шуршала. К счастью, у Оксаны Дегтяревой сильный голос, он отвлекал от случайных звуков. И заодно от платья, подчеркнувшего фигуру не так и не там, где следовало.
Это был не скучный спектакль. Моментами захватывающий. Дегтярева — талантливая вокалистка, сочетающая академическое пение с драматическими вибрациями.
Героиня переживает двойную потерю: расставание с любовником и утрату женской привлекательности. В исполнении энергичной певицы страдания стареющей женщины похожи на дешевую истерику. Как будто героиня с жиру бесится или характер у нее дурной. Однако публике приятнее стройная молодая певица, чем примадонна преклонных лет. Ансамбль достойно аккомпанировал Оксане Дегтяревой и по праву разделил с ней аплодисменты.
Отдельный сюжет — Антон Шароев. Он так дирижировал, словно перед ним сидели не пять музыкантов, а пять симфонических оркестров. Всю оперу прожил вместе с исполнителями, и гораздо интенсивнее, чем они.
***
фото: Оксана Дегтярева в моноопере «Человеческий голос».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта