Планку устанавливают жители Тюмени
За год, в течение которого действует программа «Окраина», кардинально перевернуть быт окраин не удалось. Тем не менее, перемены заметны.
На въезде в Антипино исчез заброшенный пустырь, вместо него — замечательный скверик. На Войновку ведет широкий ровный асфальт, хотя еще весной там были колдобина на колдобине… Ярких примеров наберется еще много. Большинство запланированных на этот год работ по благоустройству отдаленных районов подошло к завершению, значит, можно поговорить об итогах. Наш собеседник — заместитель главы города Андрей Голоус.
— Андрей Вячеславович, когда программа «Окраина» стартовала, журналисты «Тюменского курьера» тоже приступили к реализации собственного проекта. Герои наших публикаций с окраин мечтают о комплексном благоустройстве. А реальность, на наш взгляд, пока больше напоминает точечные удары по беспорядку.
— «Точечно» или «не точечно» мы работали, не скажу, но успели сделать многое.
Вы же знаете, что границы города недавно расширились, в черту Тюмени попало много деревень, которые и стали сферой нашей ответственности. На благоустройство надо очень много денег, их, как сами понимаете, не хватает.
В этом году на программу «Окраина» город выделил где-то 247 миллионов рублей. Раньше таких денег в принципе не выделялось. Естественно, что-то пытались делать на ту сумму, которая была. И до сих пор остается 147 километров грунтовых дорог. А вы понимаете, что такое грунтовая дорога в болотистой местности? И водоотведения никакого. И все это находится на окраинах. Вы бы сами чем в первую очередь занялись: водой, дорогами, освещением, транспортом?
— Я бы первым делом отремонтировала дороги.
— Правильно, первым делом — дороги. Будет дорога, будет и развитие данного населенного пункта. В этом году отсыпали щебнем 13 километров и шесть заасфальтировали, построили 14 километров тротуаров. На мой взгляд, это много. Что касается водоотведения, по городу в целом лишь 14 процентов дорог оснащены ливневой канализацией, а на окраинах ее и в помине нет. Проблемы водоотведения на окраинах решаем при помощи дренажных канав.
Наружное освещение — выполнено 39,5 километра сетей. Замечу: впервые за все годы существования микрорайона «Бабарынка» фонари тянутся вплоть до деревни Ворониной, а это 6,5 километра. Там же благоустроили дворы, построили тротуары. Тяжело приходилось: территория насыщена инженерными сетями.
Впервые на окраинах комплексно подошли к благоустройству зон отдыха. Организовали 30 таких уголков: посадили деревья, заасфальтировали дорожки, поставили малые архитектурные формы, спортивные уголки. К примеру, на ММС — «Сказочный городок», теперь там мамы с детьми, старички сидят. Люди очень довольны. Вот, а вы говорите — «точечно»!
В этом году мы закончили работы по благоустройству поселка Дорожный. Люди нарадоваться не могли: во дворах — растяжки для сушки белья, выбивалки для ковров… Организовали небольшую спортивную площадку, заасфальтировали все. В общем, комплексно.
Телефонизацию окраин проводим в семи районах — Плеханово, Мыс и других. 1160 человек в этом году и в январе следующего получат возможность пользоваться проводной связью. В поселке Лесной (за семь километров от Тюмени) люди были несказанно удивлены тому, что идет телефонизация. Они пользовались радиотелефонами: постоянный треск, помехи, шумы… А сейчас будут нормально разговаривать со своими родственниками.
— А как власть отслеживает качество строительных работ: приезжает команда с линейками?
— Ну, насчет линейки вы утрируете… Но контроль осуществляется. Есть специальное оборудование. Если выполнено некачественно, заставляем исправлять, штрафуем.
—Действительно, на заседаниях городской коллегии много говорилось о штрафах. Бывало, что подрядные организации приходилось крупно штрафовать или вообще снимать с объекта за невыполнение условий контракта?
— Нет, по окраинам подобных случаев было немного, больше задержек с проплатой. По обоюдным причинам. То подрядчик нам документы вовремя не представит или не в том объеме, как необходимо. То у нас идет задержка с проверкой… Чаще влияло другое. Вот я говорил про Бабарынку: больше времени ушло на согласование трассы наружного освещения, чем на само ее строительство. С одной стороны улицы проходят газопровод и канализация, с другой — линии электропередачи и водопровод. У каждого из объектов своя охранная зона. Посреди дороги воткнуть эту линию наружного освещения? Долго согласовывали. ГИБДД вмешивается: если опоры без бордюра поставить, в опору может врезаться автомобиль, которым управляет неопытный водитель. Бордюр защитит… И таких моментов случалось много.
— Осенью остро стоял вопрос об освещении дворов, межкварталъных проездов…
— Земляные работы, которые были запланированы, выполнены. Сейчас идет ввод объектов в эксплуатацию, получение допуска у энергонадзорной службы. Почему задержка? В Тюмени не так много организаций, которые могут выполнять работы, связанные с электричеством. Проблему двух десятков опор в Антипино, которые были необходимы, чтобы осветить дорогу к школе, решали несколько лет. В этом году сделали. Сегодняшние объемы во много раз выше тех, что выполнялись совсем недавно.
— Кстати, об Антипино. Там, как и на многих других окраинах, жители испытывают трудности с транспортом…
— Актуально. Сами понимаете, до Антипино расстояние далекое. А пассажиропоток там невелик, и маршрут для перевозчиков не очень интересен. Сейчас наш комитет по транспорту совместно с нефтегазовым университетом разрабатывают новую транспортную схему города. Так плохо, как сейчас, не будет.
Решили вопрос по уравниванию цены проезда на муниципальном и коммерческом транспорте. Тариф должен быть единый. И компенсацию за перевозку льготников владельцы должны получать одинаково. А то получается: пенсионеры стоят в ожидании муниципального транспорта по 40 минут, а частники проходят один за другим.
—Для обустройства существуют ли какие-то приоритеты?
— Окраина — это не только Антипино или Войновка. Лесобаза, Дом обороны — тоже окраины. Везде люди хотят жить в человеческих условиях. Они говорили: вы там, в центре, лепите себе что-то, а мы остаемся за бортом. Но так было раньше. Сейчас мы получаем очень много благодарственных высказываний за работу, которую проводим в отдаленных районах.
В Утешево привели в порядок улицу Школьную: щебень, наружное освещение… Однако жители уже говорят, что надо тротуар нормальный делать: его защебенили, но пройти на каблуках — проблема. Совершенно правильно, надо делать нормальные тротуары. Вот таким образом и будем двигаться дальше.
—Вопрос возник из вашего ответа. Андрей Вячеславович, жизнь на окраине будет считаться престижной?
— У вас статья про Тарманы была. Там бабушки говорят, что ни за что не уедут с окраины. У людей есть тишина, покой… Нужно еще нормальное транспортное обеспечение, чтобы до центра города человек мог добраться за 20 минут. Чтобы функционировала баня. Чтобы Дом культуры нормально работал. Чтобы были магазины, дороги, освещение, дворы, детские сады, школы. Тогда человек не будет рваться в центр города. Сделали мы в деревне Ворониной Воронинские горки, и вы, наверное, обратили внимание, что там уже строят коттеджи. Многие спрашивают: для чего мы на окраинах зоны отдыха разбиваем? Ну, как для чего? Там молодежь, пожилые люди тоже хотят посидеть на лавочке, отдохнуть. Для этого и стараемся.
Люди быстро привыкают к хорошему. И, безусловно, через год требования у людей будут значительно выше. Это правильно. Так оно и должно быть. И губернатор неоднократно говорил, и глава города, о том, что планка становится все выше и выше. А мы должны тянуться к той высоте, которую нам обозначают жители Тюмени.
***
фото: Андрей Голоус.