Один голос, одна женщина, одна любовь…
Мечта главного дирижера Тюменской государственной филармонии Антона Шароева воплотилась 10 декабря в рождении маленького театра оперы «Пикколо».
Его прототипом являются те самые крохотные традиционные театры, которыми всегда изобиловала Италия.
На генеральную репетицию первой постановки тюменского «Пикколо» — монооперы Франсиса Пуленка по пьесе Жана Кокто «Человеческий голос» — в музее изобразительных искусств собрались так называемые «друзья музея». А именно завсегдатаи всевозможных выставок и журналисты.
Вслед за филармонией и драмтеатром музей решил обзавестись собственными «друзьями» — группой людей, которые смогут участвовать, например, в аукционах, что собирается проводить музей, в костюмированных балах и других увеселениях. На первом импровизированном собрании так и не были решены вопросы о льготах, которые музей готов им предоставлять; работа по созданию маленькой дружеской организации только начата. Видимо, собравшиеся не были готовы выдвигать свои предложения, потому что пришли в музей совершенно по другому поводу, и горячо обменивались впечатлениями от монооперы.
Мне доводилось читать пьесу Кокто «Человеческий голос», поэтому меня не удивили ни скромность, даже аскетичность декораций, ни то, что опера исполнялась на русском языке.
Постель, телефон и женщина — вот герои оперы. Хотя нет, есть еще один персонаж — возлюбленный. Мы его не видим и не слышим, он — по ту сторону телефонной трубки; можно только догадываться, о чем он говорит. Хорошо, что лауреат всевозможных международных конкурсов, певица из Магнитогорска Оксана Дегтярева (сопрано) поет по-русски. Иначе нам было бы не проследить развития событий, не понять всю тоску и безнадежность, всю грустную комичность сюжета. Короткого сюжета, в котором волшебник Кокто сумел раскрыть целую женскую жизнь.
Классический вечер: Она нетерпеливо ждет звонка от любимого. Любимого, с которым в силу необъясненных причин ей пришлось расстаться. Сидит на постели, гипнотизируя взглядом телефон, словно это может помочь. Аппарат звонит, Она хватает трубку, но это не Он, это ошиблись номером. Кто хоть раз бывал в такой ситуации, не удивится ее высокому, чуть истеричному: «Алло, вы ошиблись, я не доктор».
Она срывается на истерику и когда говорит с Ним — связь плохая, их постоянно разъединяют, а ведь ей еще приходится лгать ему, что Она вполне довольна своей жизнью, что у нее много дел и развлечений. Она продолжает говорить с возлюбленным, когда трубка давно покоится на телефонном рычаге. Сбивчиво рассказывает о своем одиночестве, о тоске.
В пьесе Кокто героиня — женщина уже средних лет. Оксана Дегтярева очень молода и привлекательна, но ей все равно веришь. Веришь, что одинокими и так понятно несчастными бывают женщины любого возраста.
В актовом зале, где проходила репетиция, больше похожая на полноценную премьеру, зал безмолвствовал на протяжении всего действия. Вот уж и вправду моноопера, только для одного голоса и четырех музыкантов из оркестра «Камерата Сибири», что разместились справа от сцены. Слышно, как иногда поскрипывает высокий стул дирижера Шароева, когда маэстро, увлекшись исполнением, вскакивает с него и садится обратно.
«Я очень надеюсь, что это крошечное существо, этот театрик будет жить, — поделился своими планами после окончания репетиции Антон Георгиевич. — Репертуара для «Пикколо» — хоть отбавляй, вы еще увидите. И услышите обязательно!»
***
фото: Оксана Дегтярева в моноопере «Человеческий голос»; Антон Шароев в одном из залов музея ИЗО.