X

  • 28 Июнь
  • 2024 года
  • № 69
  • 5568

Разгадка плывущего кораблике

Реплика на статью Александра Иваненко «Загадка плывущего кораблика»
Интересные наблюдения Александра Иваненко (в «Тюменском курьере» за 5 декабря с.г.), на мой взгляд, содержат неточности, для сухопутного человека извинительные, но требующие разъяснения, из уважения к истории герба нашего города.
Тюмени достался прекрасный по своей выразительности герб: «На серебряной реке с плывущим по ней натурального цвета судном, называемым дощаником, с золотой мачтой, в знак того, что отсюда начинается плавание по рекам, по всей Сибирской земле с везущими из России товарами». На стилизованном и неточном изображении №1 дощаник изображен в точном соответствии с приведенным выше описанием герба, плывущим с запада на восток. То, что он развернут носом в левую сторону, не противоречит картографическим традициям того времени. Тогда на географических картах север находился внизу чертежа, юг — вверху, запад — справа, восток — слева. Значит, кораблик направлен с запада на восток, в Сибирскую землю, как это сказано в описании герба Тюмени.
К тому времени, когда появилось изображение №2, правила картографии уже переменились, и север занял привычное нам положение вверху карты. В соответствии с этим правилом развернули и дощаник на гербе — носом вправо, и опять же с запада на восток, в Сибирскую землю. С той поры направление его движения на гербе не меняется.
Изображение дощаника уже более близко к сибирской судостроительной практике того периода: показаны надстройка для хранения товаров и крутой мореходный форштевень. Но флаг, в соответствии с законами физики, полощется в направлении кормы, что возможно при неподвижном относительно поверхности воды корпусе судна (когда оно плывет по течению без применения внешней силы). Как и было на первых дощаниках, которые строились на один рейс и разбирались на доски в конечном пункте назначения. Так строились Обдорск и Мангазея, где с лесом были проблемы. Несамоходность судна подтверждается отсутствием паруса на мачте в гербе. Утверждение, что при движении судна флаг всегда развернут в сторону кормы, справедливо только для самоходных судов, скорость движения которых больше скорости ветра. На стоящих, тихоходных и парусных судах флаг (в описании герба не случайно названный флюгером — это и есть его предназначение) может занимать любое положение относительно диаметральной плоскости корпуса.
В описании герба четко сказано, что судно — натурального цвета сосновых и еловых досок, желтого, почти золотого оттенка. Это еще раз доказывает его временное назначение: изготовленные на один рейс корпуса никогда не смолили из экономии.
Вернемся же к предшественнику герба нашего города. В верхней его части — красные знамена и барабаны, повторяющие герб Тобольска. Это должно было означать, что Тюмень административно входит в Тобольскую губернию. Кстати, в те периоды, когда Тюмень подчинялась Оренбургу и Омску, на ее гербе оставалось только стилизованное, упрощенное изображение лодки с золотой мачтой, которая означала, что от Тюмени начинается великое плавание по сибирским рекам. Это стилизованное изображение закономерно перекочевало и в современный герб города. Направление ветра, которое показывает «флюгер с двумя косицами» на мачте несамоходного дощаника, никак не противоречит законам физики и, с геральдической точки зрения, существенно важно: с запада на восток.
До нас дошла книга «Дневные записки путешествия Ивана Лепехина, совершенного в 1771 году». Академик Лепехин приводит в ней красочное и подробное описание Ирбитской ярмарки:
«… Надобно знать все пути, по которым с разных сторон товары привозятся. Китайские товары с Кяхты везут или сухим путем, или водою. Водяной путь также от самой границы начинается. Сперва плывут рекою Селенгою до Байкала; из Байкала проходят рекою Ангарою; из Ангары выходят в Енисей, по которому спускаются до Енисейска, где, перебравшись через волок (в XIX веке на этом месте был сооружен Обь-Енисейский канал — А. 3.), плывут по реке Кеть к Оби… а по Иртышу подымаются вверх до Тобольска». От Тобольска суда шли по Тоболу и Туре до Тюмени, где грузы переваливались на гужевой транспорт.
Из XVIII века до нас дошел прелюбопытнейший экземпляр путеводителя: «Древняя российская гидрография, содержащая описание московского государства рек, озер, кладязей, и какие по них города и урочища и на каком оныя расстоянии, изданная Николаем Новиковым в 1773 году в Санкт-Петербурге». Очень нужная была книга для путешествующего по России, в которой хороших дорог испокон веков не бывало, а для торговых, военных дел и перевозки грузов годились только развитые водные пути.
В ней на странице 223-й сказано: «А в Тобол реку за триста тридцать верст от устья Тобола пала Тура река. А река Тура течет из горы, из Камени: против града Соли Камской восемьдесят верст. От Соли Камской, от Великия Тюмени* (вот правильное историческое название нашего города!) за пятьсот пятьдесят верст. А от Тюмени сто двадцать верст пала Тура в реку Тобол». Что касается расстояния по водному пути от Тюмени до устья Туры, то и сегодня оно примерно такое же, если мерить верстами.
Значения «Великой Тюмени» для сибирского судоходства не переоценить. Вот потому на ее гербе лодка с золотой мачтой. Вопрос только, почему акцент сделан на золотую мачту, причем без паруса. На других гербах с изображением судов паруса присутствуют, а на тюменском — нет, хотя мачта и золотая. Должен был существовать глубокий смысл в изображении. При тщательном рассмотрении герба можно обнаружить на нем изображение ветра, который у яхтсменов называется вымпельным (флюгерным): флаги развеваются в правильном направлении, т. е. ветер дует с кормы, и судно движется вперед по ветру на буксире (бечеве). Но ни малейшего намека на парус на изображении герба нет. И это может быть объяснено особенностями раннего сибирского торгового судоходства, когда по малым рекам с извилистым фарватером суда проводились при помощи бечевы — каната, который привязывался именно к мачте. Вот отчего она в гербе золотая и ценная.
Такое крепление каната позволяло бурлакам легче миновать прибрежные препятствия: карчи, отмели и яры, а судну давало возможность маневрировать. Давать задний ход кораблик, как это предполагает А. Иваненко, не мог, так как двигателей на дощаниках попросту не было и не могло быть — не придумали еще.
Бурлаки жили не на одной только Волге, но и на Туре и Иртыше тоже. Жители прибрежных сел жили бурлачеством и спорили меж собой за право проводки на своих плесах купеческих дощаников, пока не появились на реке пароходы.
Так что сомневаться в правильности герба нашего города оснований не имеется. Разве что легкомысленно привнесенная в него нашлепка в виде каменной короны, заимствованная у городской богини Кибелы, вызывает недоумение. Но с годами эта излишняя деталь постепенно забудется и отпадет, как забылись знамена Тобольской губернии.
Лодка же на гербе нашего города чрезвычайно символична. Она напоминает горожанам, что все мы плывем по жизни в одной лодке, которую не нужно раскачивать и перегружать. И тогда, если всем грести слаженно, а руль доверить мудрому кормчему, можно доплыть к желанному берегу.
* Малая Тюмень была на Тереке, близ Дербента.
***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта