Коллеги следователя дали показания…
Она совсем не похожа на следователя. Тем более по особо важным делам.
«Вы такая милая!», – сказала я Ларисе Марковец при нашей первой встрече. Она улыбнулась, но, кажется, совсем не удивилась. Еще бы – такая красивая женщина наверняка часто слышит комплименты в свой адрес.
Выпускница-отличница Тюменского юридического института МВД, она пришла на работу в Главное следственное управление при ГУВД области, а в 2002-м перешла в прокуратуру – сначала в Центральную, а затем областную. Сейчас Лариса Владимировна – следователь по особо важным делам.
В одном старом учебнике по криминалистике я прочитала в главе «Тактика ведения допроса»: «Будьте предельно тактичны с задержанным, постарайтесь убедить его, что вы не желаете ему зла и что чистосердечное признание облегчит его участь…» Конечно, допрос для друзей и коллег Ларисы Владимировны мы устраивать не стали, однако «предельно тактично», но настойчиво попросили их рассказать о нашей героине. И вот что получилось.
«Лариса – очень хороший человек, очень хороший друг и очень хороший следователь, – говорит Наталья Смирнова. – Вся ее жизнь – это следствие. Она не карьеристка, просто любит свою работу. В 2002-м ушла из милиции в прокуратуру, где своя специфика работы. Если до этого в Главном следственном управлении Лариса занималась делами, связанными с бандитизмом, то теперь ей приходилось выезжать и на убийства.
Был июль или август, стояла жара. В теплотрассе нашли бомжей, которые пролежали там не одну неделю. Нужно было спуститься вниз и осмотреть место происшествия. Обычно это делали оперативники, но в тот раз они напрочь отказались лезть в люк. Пришлось это сделать Ларисе. Представляю, каково ей было там, внизу, если даже мужчины не рискнули спуститься. Но место преступления она все же осмотрела, и это во многом помогло в расследовании убийства…».
Вообще, представительниц слабого пола среди следователей, занимающихся сложными уголовными делами, среди прокурорских работников очень мало. Поэтому заместитель начальника отдела по расследованию особо важных дел Николай Богдан ничуть не преувеличивает, говоря, что моя героиня – уникальный человек. «Последнее дело, которым занималась Марковец, – очень серьезное. Это расследование стало для нее своеобразной проверкой. Крупная банда. Множество эпизодов тяжких и особо тяжких преступлений. Несколько обвиняемых, большинство из которых люди взрослые, уже определившиеся в жизни. По опыту знаю, что с такими сложно работать. Нужно очень постараться, чтобы «разговорить» этих людей. Уж не знаю, каким образом, но Ларисе удалось найти подход к лидеру преступной группы, и он начал давать показания… Это лишний раз подтверждает, что Лариса – настойчивый, целеустремленный и очень надежный человек. Не каждый муж-чина может похвастать таким характером».
Следователь Дмитрий Зайнеев: «Так, как Лариса, ни один муж-чина работать не сможет». Потом поправляется: «То есть… не каждый мужчина». На вполне резонное «почему» объясняет: «Потому что она не работает – вкалывает! Меня поражает работоспособность этого человека».
Об умении следователя Марковец работать много и продуктивно говорила и прокурор отдела гособвинителей областной прокуратуры Наталья Казанцева, которая «приняла эстафету» от Ларисы Владимировны, когда дело той самой банды передали в суд. «Дело ушло в суд, а Лариса – в отпуск. Но она продолжает «держать руку на пульсе», внимательно следит за развитием событий. Недавно подсудимые захотели ознакомиться с материалами дела. А это пятьдесят томов, сотни листов, которые нужно скопировать, сшить, заверить копию у судьи и только после этого отдать подсудимым. Вообще-то этим должны заниматься работники суда, но никак не следователь – он уже сделал свою работу. Но Лариса Владимировна половину своего отпуска провела у ксерокса и (конечно, не в одиночку) откопировала все пятьдесят томов!.. Так хочется, чтобы у Ларисы все было хорошо, и в работе, и в личной жизни…»
Кажется, друзей и коллег эта самая личная жизнь следователя Марковец волнует больше, чем ее саму.
Но ведь отдавать почти все свое время любимому делу – вовсе не плохо. Тем более что дело это – особой важности.
***
фото: Лариса Марковец.