Игры на торговом поле
В воскресной передаче «Времена» на первом канале прозвучала фраза: «Мы умудрились изобрести капитализм без конкуренции».
Иллюстрацией может служить дискуссия, завязавшаяся на встрече тюменских товаропроизводителей и представителей крупных торговых сетей в минувшую пятницу.
«Круглый стол» был организован областным департаментом инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства для того, чтобы рассказать нашим бизнесменам о формирующемся сейчас сборнике. В книге, которую готовят специалисты фирмы «Альянс Консалтинг», будут собраны сведения о требованиях, предъявляемых торговыми сетями к поставщикам товаров.
Дискуссия на «круглом столе» сразу же свернула в другое русло: «Почему местные предприятия не могут «протолкнуть» свою продукцию на прилавки супермаркетов?».
Количество торговых сетей, пришедших в Тюмень, скоро превысит десяток. Но местных товаропроизводителей это совсем не радует. Свои попытки наладить контакты с руководством супермаркетов они называют «печальным опытом».
— К нам предъявляют супертребования, — жалуются руководители тюменских предприятий. — Предлагают подписывать договор, составленный явно «в одну сторону», в пользу супермаркетов. Например, при доставке товара предусматриваются штрафные санкции даже за 15-минутное опоздание, хотя сама администрация магазинов не берет на себя обязательства срочно разгрузить нашу машину. В итоге автомобили, примчавшись в супермаркет минута в минуту, иногда часами простаивают у дверей склада.
Впрочем, те товаропроизводители, у которых торговые сети соглашаются принимать продукцию прямо в Тюмени, могут считать себя счастливчиками. Большая часть торговых сетей работает через систему единых распределительных центров, которые, как правило, располагаются в Екатеринбурге или Москве. Получается абсурдная ситуация. Местное предприятие, желающее продать свои продукты жителям нашего города, должно прежде отвезти товары в Екатеринбург или даже Москву. Только после того, как тамошние менеджеры официально примут его, он отправится обратно!
— Они заставляют нас продавать товар по московским ценам, которые слишком низки для Тюмени, да еще нужно заплатить так называемый «входной бонус» от 45 до 100 тысяч рублей за одно право сотрудничать с крупной торговой сетью, — перечисляют свои обиды товаропроизводители.
У представителей торговых сетей тоже имеются свои претензии.
— Вообще-то во всем мире товар принято упаковывать на ев-роподдон и маркировать штрих-кодом. Тюменцы зря пытаются на этом сэкономить, — говорит Олег Кугаевский, директор филиала сети «Мегамарт» в Тюмени. — А в целом у «Мегамарта» минимальные требования к местным поставщикам. Мы понимаем, что многие тюменские предприятия еще находятся в стадии становления.
— У нас постоянно спрашивают: «На что расходуется входной бонус?». Мы эти деньги тратим на рекламу товаров, в том числе и тюменских, — объясняет Константин Бруй, возглавляющий департамент продаж филиала сети «Монетка» в Тюмени. — К сожалению, местные предприятия избалованы отсутствием конкуренции и не хотят тратить деньги на маркетинг.
По словам представителей торговых сетей, сотрудничество с местными предприятиями зачастую тормозит одна деталь. Нужны гарантии того, что предприятие способно при необходимости увеличить объем производства в два-три раза. В этом смысле наши товаропроизводители уступают свердловчанам.
Суть разногласий между предприятиями и торговыми сетями сводится к тому, что наши товаропроизводители чувствуют себя слабыми по сравнению со столичными фирмами.
Немного настораживает стремление обеих сторон апеллировать к властям. Одни добиваются, чтобы чиновники приказали магазинам предоставить свои прилавки под местные товары, а другие (менеджеры супермаркетов), вероятно, ждут, когда руководство области с помощью субсидий «подтянет» предприятия до конкурентоспособного уровня.