Бизнес по-партнерски
Принято считать, что бизнес заботится только о «себе любимом» и не считается с интересами других. Однако все больше крупных компаний понимают, что успех невозможно достичь без сотрудничества с окружающими бизнес различными сообществами, и в первую очередь — структурами региональной власти. Передовой опыт в этой области предлагает нефтяная компания ТНК-ВР.
В идеологии ТНК-ВР взаимодействие с региональной властью — это гораздо больше, чем участие в разовых благотворительных проектах. В компании пришли к выводу, что для построения по-настоящему партнерских отношений на местах необходим постоянный и тесный диалог с администрациями городов, областей и районов, который, во-первых, помогал бы избавляться от «темных пятен» в понимании, а во-вторых, позволял бы компании более активным образом включаться в социально-экономическое развитие территорий. Все договоренности добросовестно фиксируются в Соглашении о сотрудничестве — по сути, договоре между компанией и администрацией региона, заключаемом в начале каждого года. Замысел документа — четко, с конкретными цифрами прописать обязательства сторон в рассматриваемом периоде. Логично, что первым пунктом Соглашений, как правило, всегда стоит обязательство компании по уплате налогов — это основной поток финансовых средств, поступающих в местные бюджеты от компании. Прозрачность в этом вопросе позволяет в свою очередь и местным администрациям яснее и четче планировать свою хозяйственную деятельность, своевременно выплачивать зарплаты, пенсии и пособия. Это вдвойне важно для тех территорий, где налоговые взносы ТНК-ВР являются стержнем региональных бюджетов.
Итоги уходящего года показывают, что компания отнеслась к этому вопросу более чем ответственно — в некоторых регионах план по налогам перевыполнен, что является не частым примером в российской действительности.
Надо отметить, что российско-британская компания является одним из крупнейших доноров не только в региональные, но и федеральный бюджет — в этом году общая сумма налоговых платежей, акцизов, таможенных сборов и прочих выплат составит свыше 21 млрд. долларов.
Не хуже обстоят дела еще с одним обязательным положением Соглашений о сотрудничестве — размером средств, выделяемых ТНК-ВР на спонсорскую и благотворительную деятельность. Приоритетными направлениями традиционно считаются спорт, образование, здравоохранение и культура.
ТНК-ВР не остается в стороне и от решения проблем, традиционно являющихся для руководителей регионов своеобразным «больным местом». Как правило, это ненадлежащее состояние областной и городской инфраструктуры — разбитые дороги, аварийные мосты, ветшающие жилые здания, памятники архитектуры, культурные объекты.
В целом в уходящем году ТНК-ВР направила на социально-благотворительную и спонсорскую деятельность около 190 миллионов долларов.
Нетрудно заметить, что многие начинания компании перекликаются с национальными проектами в области здравоохранения, сельского хозяйства, жилья и образования. Таким образом, ТНК-ВР помогает решать задачи государственной важности, и в этом, возможно, как раз и состоит принцип социальной ответственности крупного бизнеса перед обществом.