От поющих гитар к поющему театру
Гастрольная афиша единственного в России питерского гостеатра «Рок-опера» оказалась очень насыщенной. Успех — несомненный, особенно у зрителей. Бурные аплодисменты долго звучали после каждого спектакля. Не будучи сугубо музыкальным критиком, я всякий раз сопоставлял свои «лирико-драматические» впечатления с оценками известных тюменских музыкантов. Надо сказать, что большинство из них не скупилось на комплименты.
Лучшие баллы получили версии классических рок-опер «Иисус Христос — суперзвезда» Э.Л. Уэббера и Т.Райса, «Орфей и Эвридика» А.Журбина и Ю.Димитрина, мистерия «Юнона и Авось» А.Рыбникова и А.Вознесенского. Новые выразительные средства, расширение драматических границ действия театр продемонстрировал в премьере фарсовой оперы «Корабль дураков» композитора А.Клевицкого и поэта Н.Денисова.
За «Корабль» постановщикам было немного боязно, и в гастрольной афише он «проплыл» лишь один раз. Но тюменский зритель очень хорошо принял спектакль. Хочется верить, что он будет расти, преодолевая определенную мелодическую монотонность, слабо выявленный музыкальный характер партии Игрового автомата.
В целом «Рок-опера» выказала вполне современный и плодотворный подход к интерпретации своего творческого направления, найдя оригинальный синтез традиционного богатства классического жанра с биг-битом и рок-мелосом. Главное богатство труппы художественного руководителя театра, заслуженного деятеля искусств РФ В.Подгородинского — уникальный ансамбль солистов, небольшого хора, способного «подыграть» герою и бэк-вокалом, и небольшой сольной партией.
Более того, солисты прекрасно дополняют друг друга, меняются в ролях. Премьер, один из самых первых «поющих гитар», заслуженный артист РФ Б.Вивчаровский то ведет партию мужа Венеры, то в эпизоде «Христа» -один из первосвященников, то сочно «заводит» финальный хор в «Корабле» на перемену куплета.
Вокальная культура солистов -оригинальное сочетание классической оперной манеры, элементов джаза и тембровой энергетики рок-посыла. Eще же многие артисты демонстрируют и технику драматического общения, удачно «рисуют» в музыке свои образы. Ведь опера — условное искусство, да к тому же питерский театр пока не имеет стационара и работает в выездной модели. Отсюда минимум декора, бутафорики. Но богатое воображение постановщика (Подгородинский), неожиданные комбинации символических предметов и элементов («окно в ад», белая пластическая «елка», имитирующая кабинет врача, колья римских легионеров как перекладины, на которых истязают Христа) переносят нас то на «корабль дураков», то во дворец Пилата.
Спектакли «Рок-оперы» хорошо принимали все поколения тюменцев, особенно молодежь. Но в отличие от псевдоэстетического радикализма многих модных полк музыкального авангарда питерский театр творит ради высоких гуманных эмоций, нравственных ценностей, искрящей гармонии духовного начала человека.
Подгородинский выстраивает действие по законам античного театра, оно постепенно нарастает, преодолевает смысловую кульминацию в начале второго действия. Очистительный катарсис, как правило, наступает на высоких эмоциональных и музыкальных нотах в финале.
Высокую сакральную символику Страстной недели Христа театр передает скупо и точно, только в музыке и пластическом переживании народным хором на Голгофе великой трагедии распятия течет роковое время. Нет показной религиозной иллюстративности, лишь изредка сквозь стенания хора и энергию мелоса прорывается стук забиваемых гвоздей.
На предельных обертонах своего богатого красками тенора взывает к Отцу герой В.Дяденистова. В очистительном шаре белой вспышки свершается преображение. Грешные — неверующие и верующие — люди повержены ниц. Над замершим подиумом — склоном Голгофы — витает покаяние и уныние. Он ушел от людей навсегда? Но уже как Спаситель Христос все равно возвращается в этот мир.
Дяденистов не пытается играть пророка и вероучителя. Он весь во власти человеческой ипостаси своего героя. Драматические данные и психологическое мастерство позволяют исполнителю как бы касаться духовной ауры Христа, вбирая его слово, его проповедь, силу его нравственных заповедей. Причем в своих ариях, дуэтах, речитативах солист близок к современному молодому восприятию мира, проецируя юношеству идеалы, нравственное поведение в жизни.
В роли германского гуманиста — германского поэта и просветителя конца XV века. Себастьяна Бранта — царит Р.Кашапов. Особые вокальные данные, широкий диапазон его тенора, склонного к мощным насыщенным всплескам, помог солисту передать нараставшую тогда драму Возрождения. По крайней мере, нравственный кризис того общества похож на сегодняшние дела.
Недаром режиссер Подгородинский напоминает нам ироническое признание Эразма Роттердамского: «Без приправы глупости нам ничего не мило». Но если в нашей гордыне, дурости и пороках не знать удержу, можно всю планету подвигнуть к всеобщей катастрофе.
Такова социально-бытовая сатира в известной поэме Бранта «Корабль дураков», которую театр переводит в границы текущего времени. На корабле-символе нашей цивилизации оживает сонмище прохвостов и глупцов, транжир и игроков, шарлатанов и альфонсов. Выразительны маски Венеры (артистка E.Ульянова), Игруньи (О.Картушова), Повесы (С.Савченко), Старика (А.Трофимов). Да многие работы удачно разнообразят ансамбль.
Но в тоге обличителя и мудрого резонера можно уверовать в свое совершенство и безгрешность. И когда слишком занесся Поэт, провидение искушает его стрелой страсти к неотразимой Венере. И герою пришлось надеть дурацкий колпак, пройти путь очищения, чтобы познать любовь, сложности извечной борьбы добрых и злых сил.
Сыграв свою музыкальную «комедию жизни», «Рок-опера» отдала дань не просто «похвальному слову глупости» великого Эразма. Поэтическое и мелодийное воспитание чувств не менее ценно для нас, сегодняшних, чем социальные и экономические преобразования. Природа творчества гостей из северной столицы тому свидетельство.
А что Тюмень? Eсли власти помогут, то подобный коллектив может появиться и у нас. Силы есть — идеи директора театра кукол В.Пустыльникова, мелодии В.Серебренникова, молодежный театр «Ангажемент». Повторюсь: наш молодой зритель был зачарован «Рок-оперой» — и столь любимой им формой, и образами-идеями спектаклей. Важная деталь — смета постановок укладывается в местные лимиты. Была бы воля…
***
фото: «Юнона и Авось». Дуэт графа Резанова и Кончиты;