«А мне за державу обидно!»
Настоящих доводов против того, что было мною сказано в статье «Деловой чиновник на шее предпринимателя», в письме председателя регистрационной палаты г. Тюмени Риммы Гавриловны Шилковой нет. Непосвященному человеку может показаться, что регистрационная палата отбилась от всех высказанных в ее адрес нареканий. Однако это не так. Ниже приведены доводы, обосновывающие мои слова. А теперь хотелось бы сказать о другом.
Профессия юриста в настоящее время все более сводится к функциям мальчика на побегушках, способного любым путем, кроме законного, прийти к желаемому для клиента результату. Законодательство чиновниками не исполняется, и юрист бежит договариваться о более быстром сроке регистрации, выдачи разрешения, назначения дела к слушанию в суде и т.п. В ход идут знакомства, уговоры, мелкие подарки. Нередко юрист становится посредником при даче взятки. В общем, все мы забыли о тех принципах, которые нам прививали в университетах, и подняли лапки кверху перед произволом чиновников.
Вместо того, чтобы сообща бороться с незаконными действиями регистрационной палаты, мои коллеги пошли у нее на поводу, платя «ускорителям». Часто слышу от них: «Чего ты кипятишься, ведь клиент платит!». Вот тебе, бабушка, и правовое государство. В конкурентной борьбе на рынке юридических услуг получают преимущество именно те, кто пошел на поводу у чиновников, а также знакомые и родственники чиновников, потому что деловые люди спешат, им нужно быстро зарегистрировать свое ООО и начать деятельность. А эти могут обустроить все в три дня.
Сколько ни спорь с чиновниками в их кабинетах — толку не будет, в домашних матчах они сильней, надо выносить эти споры в суды и в печать. Вы, Римма Гавриловна, говорите, что судиться — много чести. Наверное, потому, что один суд мы у регистрационной палаты уже выиграли. Давайте тогда общаться через печать, а арбитрами пригласим мэра Степана Михайловича Киричука и других читателей «Тюменского курьера».
Вам не. нравится мой псевдоним? Признаю свою ошибку и прошу прощения у читателей. Разрешите представиться: Куклин Антон Александрович. Вот мои контраргументы по пунктам вашего гневного письма:
1. Вы утверждаете, что все доходы от регистрации уходят в городскую казну. Я утверждаю, что все доходы уходят на содержание аппарата регистрационной палаты.
Возьмем количество зарегистрированных в 2000 году предприятий и предпринимателей, умножим их количество на взимаемые пошлины, сложим все, и выйдет, что регистрационная палата «заработала» 1701670 рублей. Теперь поделим это все на двенадцать месяцев, потом получившееся число — на количество работников, и выйдет, что в среднем на каждого работника регистрационной палаты придется по 5672 рубля в месяц, примерно это равно средней зарплате чиновника по Тюмени, с отчислениями в пенсионный и другие фонды. Регпалата финансируется из городского бюджета — этого ее руководитель отрицать не может.
Расчет: 1551 предприятие х 840 руб. = 1 302 840 руб. (плата за регистрацию предприятий). 1551 предприятие х 83,49 руб. = 129492 руб. (плата за свидетельство о гос.регистрации). 3226 предпринимателей х 83,49 руб. = 269338 руб. (плата за регистрацию предпринимателей). 1302840 + 129492 + 269338 = 1701670 рублей. Теперь 1701670: 12 месяцев = 141805 рублей. 141805: 25 работников = 5672 рубля.
Вывод: хотя деньги зачисляются учредителями предприятий на счета городской казны, они потом возвращаются в палату в виде зарплаты.
2. Большинство документов, поступающих в палату, — типовые, их анализ не отнимает большого количества времени, тем более если юрист поднаторел в этом деле. 15 страниц (объем устава), плюс 3 страницы (объем учредительного договора), плюс 1-2 страницы протокола, плюс заявление на регистрацию.
3. Eсли юристов в палате всего шесть, то что там делают остальные 19 человек? Может, юристам суп варят? Eсть там, например, отдел из трех человек, которыЙ занимается только тем, что выдаёт свидетельства о регистрации юридических лиц. Объем текста свидетельства — 1/3 страницы, напечатанной на компьютере 12 шрифтом. Свидетельство должно выдаваться вместе с зарегистрированным уставом, а не отдельно от него. И не надо держать для этого трех человек — пусть свидетельство печатают вместе с приказом о регистрации. Это, кстати, доказывает, что с работой, которую выполняет регистрационная палата в полном составе, могли бы справиться человек 8-10. Отметьте себе и то, что на мои заявления о неправомерности отдельной выдачи свидетельств, да еще за плату, госпожа Шилкова вообще ничего не отвечает, тут уж стопроцентный произвол, и никакой бумаги в оправдание проволочек не найти.
4. Говорить о 200 юридических лицах, зарегистрированных в месяц, нелогично, так как по статистике, приведенной самой же Риммой Гавриловной, в 2000 году зарегистрирована 1551 организация. 1551: 12 = 129 организаций. Цифры, приведенные в моей статье, сходятся с официальными. Eсть еще изменения в учредительные документы, но они чаще всего касаются изменений названия, уставного капитала или состава участников. Тут объемы работы совсем небольшие, и надувать щеки из-за 70 изменений в месяц не стоит.
5. Даже если предположить, что юристов шесть и они зарегистрировали за год 1551 организацию и ликвидировали 503, то получится, что в день на одного юриста приходится одно дело по созданию предприятия, 0,35 дела о ликвидации и 0,6 дела об изменениях. Я думаю, что такая загрузка позволяет провести правовую экспертизу документов, даже объемом в 30 страниц, в течение трех дней. Юристы регистрацией предприятий не занимаются вообще — там чисто техническая работа. Так что не стоит прикрываться сроками, указанными в законе. Eсли можешь делать быстрее, то зачем заставлять людей ждать, во имя каких принципов?
6. О тщательности проверок с целью недопущения «финансовых пирамид» и т.п. На стадии регистрации фирмы практически невозможно установить, будет ли эта фирма вести незаконную деятельность. Разве что если в качестве учредителя выступает явный бомж, подставное лицо. Никто не напишет в уставе такой цели деятельности, как обман вкладчиков или содержание наркопритона.
7. О конкуренции норм ст. 34, 35 закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и указа президента №1482 1994 года.
Статья 90 Конституции, ч.3: «Указы и распоряжения президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам». Упомянутый закон РСФСР действует, однако он не имеет статуса федерального закона. В этот закон указом президента вносились поправки (указ №2288 от 24 декабря 1993 г.), как и в другие законы РСФСР. Например, в Земельном кодексе РСФСР отменены десятки статей на основании указа от 24 декабря 1993 года №2287. Отмененные статьи никто не применяет, приоритет указа над Земельным кодексом РСФСР никто не оспаривает. Можно привести и другие примеры, но объем статьи не позволяет.
8. О платной основе регистрации. Налоги и сборы в нашей стране могут быть установлены только федеральным законом, и не любым, а Налоговым кодексом (п.5 ст.3 НК РФ). В законе о введении в действие НК РФ установлено, что временно действуют статьи 18-21 закона РФ «О налоговой системе». В данном законе нет сбора за регистрацию юридических лиц. Положения иных нормативных актов, устанавливающих налоги и сборы, применяться не могут. Конкретный пример сбора, установленный распоряжением администрации Тюменской области №151-р от 17.02.1994 года, применяться не может, так как оно не опубликовано. Неопубликованные нормативные акты не действуют на основании статьи 15 Конституции РФ. Кстати, на каком основании взимаются деньги за свидетельство о гос.регистрации организации? На это Римма Гавриловна не ответила.
9. Сколько «мертвых» фирм было ликвидировано по искам регистрационной палаты? До октября 2000 года — ни одной. Может быть, сейчас что-то изменилось?
10. В своем ответе руководитель регистрационной палаты не опровергла мое утверждение об «ускорителях» и фирмах, проводящих регистрацию быстрее других, говоря только, что все это слова, их, мол, к делу не пришьешь. Ну конечно, как можно сказать, что ускорителей не существует, если о них полгорода знает. Это будет смешно. Проще обойти это вскользь.
Как видите, господа арбитры, я не был голословен, все приведенные в этой статье факты и все мои расчеты верны. Регистрационная палата — неэффективный бюрократический орган с раздутыми штатами, и городской власти надо бы разобраться и посчитать, не пора пи этот орган реформировать.