Прогони страх
Творческую вспышку нового молодежного театра в Тюмени заметили только сейчас.
Свою команду Татьяна Тарасова, выпускник-режиссер 1997 г. мастер-класса Татьяны Тетеревковой из института культуры, набирала на Олимпийской в сотрудничестве с «Ангажементом» (немного играла на его сцене) и юношеским клубом «Алиса» (поработала и там). Нормальные ребята, то бишь девчата. Тинейджеры. Плюс Саша Дмитриев (теперь «старик»). Что делают в таком случае наставники? Берут сказку или незатейливую школьную историю про отличницу Свету и простака-двоечника Петю.
Тарасова с ходу повела поверивших в джунгли вечных вопросов жизни, которые часто методом проб и ошибок разгадывает для себя сам молодой человек. Татьяна так повернула дело, что вскоре родилась театральная семья, где главным законом стало сотворчество, общий выбор постановок, соучастие в рождении спектакля — от изготовления декора до высокого напряжения репетиций.
В Тарасовой счастливо сочетаются неистребимый дух поиска новых форм молодежного искусства и склонность к философской рефлексии, дабы уловить это смутное время. Дать молодым опору в театрализации мятущегося бытия. Пережить на сцене экзистенциальный страх, ибо реальная жизнь не спешит к ним с дружескими объятиями. Поэтому режиссер берет и ставит трудные вещи в манере литературного театра. Инсценирует то, что на душе. Музыкой, пластикой, условными приемами помогает своим актерам преодолеть отстраненные от действия куски прозы, извлекая из нее драматизм наших размышлений о времени и о себе.
Так родился первый спектакль студии «ТEАТРиК» (театр и компания) по таинственной новелле Андерсена «Девочка со спичками» под названием «Одна маленькая история» (1997). «ТEАТРиК» сразу же стал фестивальным, брал первые места на конкурсах (были Сочи, Литва…). Появились «внешние» связи. Ведущие профессора РАТИ Олег Кудряшов и Михаил Чумаченко (Москва) пригласили Тарасову заниматься в их лаборатории при СТД РФ.
После приглашения на постановку спектакля к фестивалю в гимназию N 21 появляется «Участь моя решена» (1998), потом — пушкинский 1999-й — божественная стихия иронической насмешки над грязью, скукой жизни, тусклой обыденщиной («Граф Нулин»).
В студии появляются юноши (гимназисты, студенты), вокруг нее возникает своя тусовка. Не балдежная, градус интеллектуального общения растет. Остались самые верные и психологически равные — партнеры, друзья, товарищи. Рассыпая ворохи эмоционально насыщенной мысли, парадоксы, таинства и приключения молодого духа, Тарасова инсценирует «длинный» рассказ «сердитого» американца 70-х гг. Трумена Капоте «Закрой последнюю дверь», назвав свою драму «Думай о ветре». Жанровая стрела-исповедь.
К премьере (3 декабря 2000 г.) «ТEАТРиК» перебрался под крыло «Геолога», получил более-менее нормальные свет, звук. Татьяна по-своему уговорила «трудную» сцену принять ее студию. Сцена «согласилась». Молодняк волнами пошел на спектакль, разгорался в спорах о крахе-очищении своего сверстника Уолтера, пришедшего в этот мир за светом и любовью, интересным делом и за верными друзьями. Только мир обхохотал идеалиста, ставил подножки на каждом шагу, толкая героя в лохань мерзости и лицемерия, жестоких игр.
Страх нарастал — утерять себя, стать одномерным циником, более нечистым среди нечистых (точный в целом рисунок роли Сергея Богоделова). Страх и месть разрушают душу, усиливают зло в обезбоженном мире. В трагедийном финале большая душа Уолтера спасается в руках калеки (интересна Татьяна Eпифанова). Вот и встретились два одиночества, два несчастья. Уолтер свернулся в комочек, словно крича: «Мама, роди меня обратно!». В музыкальных темах джаза Луи Армстронга и Тома Уэйтса, в бесконечной тоске по восходящему солнцу «кровавого» блюза наступает минута молчания. Там, за горизонтом бытия, ждет гамлетовская нота — быть или не быть?
Спектакль меняется. Сейчас «ТEАТРиК» готовится к возможной поездке на европейский фестиваль молодежных студенческих театров. Тарасова: «Я увидела, что получились две версии. В первой Уолтер, мстя фальшивому миру, сам гадок и подл. Во второй он ищет себя, чтобы преодолеть больное сознание, страх, вочеловечиться в страданиях».
Новый показ прошел в «Геологе» в минувшее воскресенье. Подгоняемый 30-градусным морозом, я думал, что застану малолюдный зал. Ошибся, пришло свыше 300 человек. Тинейджеры, студенты, молодняк. Отцы города и области! Вот кому надо помогать, вот кто культурой оберегает молодое поколение от скверны и бездуховных трясучек. Они сидели и думали, сопереживали и решали про себя те же сложные вопросы: кто я? зачем жить? почему так перетекают друг в друга добро и зло? куда течет время? Сидели не шелохнувшись, так, что я боялся достать ментоловый карандаш, отдышаться от морозного перехвата.
Эх, наши большие и больные театры, россказни про то, что нет пьес, нужного зрителя, что молодежь предпочитает бесноватые голые ритмы попсовых дрожек. У «ТEАТРиКа» нет репертуарного голода, есть понимание проблемной ситуации, важной для юношества. И стоило Тарасовой нащупать биение главного нерва поколения, выстроить свой «сад камней», круги бытия, бросив туда камень протеста и самоказни Уолтера, как к ним пошел зритель, чей возраст юн, как новая Россия.
Они сидят по кругу — люди-маски, роботы с отведенными им ролями. Зачумленные комплексами, стандартами поведения. Деньги, секс, надоевшие развлечения и подсидки друг друга. Вверху вращается пропеллер, вентилятор, часы и ритм не ими заведенной жизни. Под ним — яркое пятно чистого света. Войдешь туда — станешь жертвой, другим — тем, кто ты на самом деле. В свет входит Уолтер — «победитель» и жертва. Кайф, острота новых ощущений, развлечемся…
Но свет открывает его правду, его исповедь. Как он разрушил любовь Маргарет и Ирвинга (органичный дуэт Eлены Межецкой и Василия Раку). Дуэль Уолтера и рекламщика Кунхарда (впечатляющая работа Павла Мансурова). Тонко и язвительно, даже фрейдистки, партнеры играют в гольф — в жестокую обманку извращенным дельцом блудного сына греха и бесстыдства.
Уолтера заносит, он уже пригрелся, почуял успех, увлек Анну (крепкая хватка пантеры — жрицы свежей юношеской плоти в исполнении Марины Карповой). Нет, это Анна позабавилась с ним для вящего счета. Сатирическая сцена — бурлеск, радость преображения в кафе. Клерки-сослуживцы («чего изволите-с?») Бирт, Джексон, Риттер втроем против Уолтера разыгрывают партию «как добить выскочку». Стук ложечек в чашках кофе, как дробь в честь выигрыша. Удачно атакуют зал Александр Дмитриев, Сергей Кочнев, Василий Орел. Великолепна Роза (Ирина Перевалова) на вечеринке, где Уолтер пустился «во все тяжкие».
Полна трагикомизма сцена диалога парикмахера (Ольга Кисельгоф) с Уолтером. Выразительны рок-н-роллы, сцены любви, где все откровенно и яростно, но и не пошло, а эстетично. Декор, костюмы, предметно-вещный мир оживают в общении, в действии. Это символы, характеристики персонажей. Тумбы с бумагами — код клерков, дорожный чемодан — «костыль» — придан калеке. Даже ложе любви символично. Маргарет и Уолтер просто сдвигают свои стулья — этакие знаки их натур.
В финале пропеллер-вентилятор устремляется вниз на Уолтера. Лопнула нить его судьбы в руках бессмертной Мойры? Но человек не знает того, он молод и он не хочет вот так быть раздавленным навалившейся тяжестью испытаний. И Уолтер защищает себя исповедью. Eсть шанс, он летит над «пропастью во ржи». Лишь бы не упасть…
***
фото: