Мы все за мир?
До недавнего времени вопросительный знак в таком заголовке, да еще под рубрикой «мифы», был бы приравнен к идеологической диверсии. Милитаризм («гонка вооружений, разбухание военных бюджетов, наращивание военного присутствия за рубежом, сколачивание блоков, усиление влияния военно-промышленного комплекса в экономике») словари подавали как исключительно капиталистическое явление.
Я понимаю, в какой муравейник я запускаю руку, пытаясь поколебать один из самых устойчивых стереотипов о нашем миролюбии, о котором спето столько песен, о борьбе за мир как главном стержне внешней политики. Поэтому я представлю лишь несколько фактов и задам себе и читателю несколько вопросов в качестве материала для размышления.
В послевоенный период СССР участвовал в восемнадцати так называемых «локальных войнах», начиная с войны в Корее, где мы по-существу воевали с ООН, под флагом которой там воевали американцы. Я тогда учился в школе и клеймил на политинформациях «проклятых агрессоров». О большинстве из этих войн население ничего не знало, участники давали подписку о неразглашении, в военных билетах у них не делали об этом отметок, с чем связаны сейчас проблемы участников при оформлении пенсии. Почему, если эти войны велись в рамках борьбы за мир, они скрывались от собственного народа? Последняя из этих авантюр — война в Афганистане — официально признана ошибкой, заклеймена как предательство. Почему до сих пор говорят о «честно выполненном перед родиной долге»?
Милитаризация начиналась, да и начинается, в детском саду. Детки маршируют, к 23 февраля рядятся в военные костюмы, разучивают военные песни и стихи. Мне моя дочь в свое время принесла в этот день рисунок танка. Мальчику дарят непременно пистолет, не одергивают, когда он целится в людей. Ни в одной стране мира, кроме воюющего Израиля, не было и нет военного дела в школе. У нас девушки занимались строевой подготовкой, юноши стреляли и, кажется, стреляют сейчас из боевого оружия, им устраивают летние военные сборы. Разбирать автомат учат всех, пеленать ребенка не учили и не учат. А «Зарница», «Орленок» с настоящими генералами и всесоюзными штабами в столице? Школу превращали в арсенал, пришкольные дворы изрыли окопами, застроили как военный городок. Все это называлось «военно-патриотическим воспитанием».
Воспеванием войны, ее романтизацией и эстетизацией пронизаны молодежные фильмы. Как лихо скачут пацаны в «Неуловимых мстителях», как красиво и хладнокровно убивают своих соотечественников! Протестуем против американских боевиков, а этот талантливый яд крутят по пять раз в году на каждом канале — героев воспитывают…
Военной лексикой, сравнениями, образами пропитана обыденная речь: «Не плачь, ведь ты солдат», — скажет мама малышу. Журналист в «Комсомолке» о чемпионате по фигурному катанию: «Ледовое побоище… ледовое Бородино, которое русские устроили французам… воюющие стороны…». Послушаем песни. «Будет лентой пулеметною красоваться поцелуй». С каким сладострастием выпевают про «батяню-комбата»: «Огонь, батарея! Огонь, батальон! Огонь, батарея! Огонь-огонь-огонь-агония». После пятой мы можем запеть, и никого не покоробит такое сочетание: «И покрылся берег, и покрылся берег сотнями порубленных, пострелянных людей. Любо, братцы, любо, любо, братцы жить…».
Ни один праздник для детей не обходится без показательного рукопашного боя солдат в камуфляже. Потом мы удивляемся популярности РНE, которое именно этим завлекает пацанов, а только потом сеет в их головы безумное, злое, увечное.
Нигде в мире нет стольких военных праздников, как у нас — кроме Дня защитника родины мы отмечаем чуть ли не всенародно день каждого рода войск. Настоящий мужчина в нашем традиционном сознании — это только солдат. Нас почти убедили, что мы лучше всех, что нам все завидуют, что кругом одни враги. Поэтому с такой готовностью едем биться за сербов. Но если завтра прозвучит призыв вернуть Крым, добровольцев будет не меньше. Так что дело не в Путине только. Eго призыв — мочить! — отвечает нашим тайным желаниям. Может, поэтому президент так легко избрался и так популярен до сих пор, хотя видимых результатов его деятельности пока не видно. По этой же причине чуть было не стал президентом и человек, призывавший мыть сапоги в Индийском океане.
Тему можно продолжать бесконечно. Закончить хочу истиной как бы наоборот: «Горе стране, которой нужны герои». Eе произносит у Брехта Галилей.
***
фото: