X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Баня по-белому

Вариться в собственном соку ничего хорошего не сулит в любом деле.

Недостаток финансов лишил наши театры регулярного обмена гастролями, творческих встреч и поездок на фестивали. Бесстыдство столичных гуру сцены, и в советское время живших с лаврами, таково, что они, получая солидный куш от московского финансового пылесоса, учредили много премий и наград. В списках мелькают одни и те же лица. Ладно еще если чеки и лавры московского уровня. Так нет, их объявили всероссийскими, национальными.

Eсть, правда, некая «Маска» под патронажем «культурного» министерства. Eсть подмазки при деньгах, этакая продвинутая «обчественность». Они направляют конкурсные группы по наводке туда, где местные силы дают деньги на продвижение своего театра вверх по престижной лестнице. О мерзкой механике такого пути, выбора спектаклей, их дурной эстетике писали театральные обозреватели «Литературной газеты», «Века».

Таковы правила игры, и в Тюмени надо с ними считаться. Директорат облдрамы, ряд властных и деловых структур три года назад начали постепенно подключать тюменский театр драмы и комедии к новой системе обмена идеями и талантами, конкуренции с коллегами в стране. Самая значимая проба сил состоялась летом прошлого года. В целом успешно прошли гастроли на вахтанговской сцене столицы. Пока нет срыва в «проекте Коревицкого». Нашу сцену «топчут» знаковые персоны из царства Мельпомены. Запомнились творческие встречи с Михаилом Ульяновым, Сергеем Маковецким. Ждем Константина Райкина, Олега Табакова…

Главный режиссер Алексей Ларичев постоянно подчеркивает курс на приглашение ставить свои спектакли в Тюмени известным мастерам. В текущем сезоне мы рукоплескали вахтанговскому «лянфан террибль» (балующееся дитя) Александру Горбаню — за «Вишневый сад» Чехова. Маститому Аркадию Кацу (Москва) — за «Школу злословия» Шеридана. Ведь это же вещи мирового класса, пьесы пьес, явленные нам в оригинальных трактовках.

Свои университеты у труппы. Очередное важное занятие случилось в минувшее воскресенье. Открывая его, директор театра Владимир Коревицкий напомнил, что заключен договор о творческом сотрудничестве с известными критиками, с журналом «Театр» (Москва) и «Петербургским театральным журналом». Практически регулярно в наш город приезжают команды критиков,, знакомятся с репертуаром и. проводят его обсуждение. На этот раз у нас гостили главный редактор питерского журнала Ольга Скорочкина и редактор «Театра» Ольга Гердт. Из просмотренных вещей они особо отметили «Вишневый сад». По мнению Скорочкиной, получилась эпохальная вещь в самом авангардном стиле, достойная участия в фестивалях мирового класса.

«Хулиганский» маскарад, устроенный Горбанем, обостряет шоу-размен чеховского подводного течения. Так, парадоксально озвучиваются не просто вечные вопросы российской жизни («отцы и дети», «страна и люди», поиски выхода), они получают: современную окраску. По Скорочкиной, баланс творческого тонуса труппы в разных спектаклях еще не выровнен. Но компас показывает в лучшую сторону.

Не комплименты, а анализ пришелся на долю «садовых» исполнителей. Необычный Гаев (артист Геннадий Куцан), неожиданный Лопахин (Сергей Белозерских). Нашу Шарлотту даже сравнили с героинями «Ночей Кабирии» Федерико Феллини.

Добротной и приличной показалась Ольгам-критикессам «Школа злословия». Довольно сложным получился разговор о работах Ларичева. В принципе, столичные дамы смотрели «Нахлебника», «Продавца дождя», «Даму с камелиями» под углом зрения того «большого стиля», который, в угоду европейским модам, царствует в центре. Главное здесь — установка на динамизм, конфликтные вспышки, открытые страсти и откровенное позицирование. Зрелищность и увлекающая зрителя условность, театрализация шоуменских причуд, считается, стали сценической нормой.

Смешной момент: поговорили и о той дозе страсти, с которой обмениваются поцелуями наши актеры. Посильная задача. Тут матушка-природа давно позаботилась о человеке, и он всегда готов усилить дозу. Актрисой очень высокого класса критикессы назвали нашу Марину Слепневу, заметили и роль второго плана в «Продавце дождя» (Шериф Семена Фуксмана). Дошло дело и до рецензий на спектакли в тюменской прессе. Скорочкина нашла в них следы «вульгарности». Мои контраргументы относительно «Продавца дождя» обсуждать не стала: «Вы имеете право на свою позицию».

Вполне достойно оценены репертуар театра, перспективный потенциал всей труппы, общее художественное направление тюменцев.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта