Размышления о современной школе — 2
Хочу продолжишь разговор о бесполезности школьной программы.
Что такое, к примеру, литература и какова её цель? Научить разбираться в людях и ситуациях? Но тогда получается, что литература — всего лишь суррогат психологии: на примерах, описываемых в произведениях, школьники должны догадываться, какая подоплёка у тех или иных поступков людей. Но на сегодняшний день многие произведения попросту неактуальны, поскольку описывают другую эпоху, тогда как общество не стоит на месте и технический прогресс не может не сказываться на психике и, если хотите, на мировоззрении людей.
Вот пример: по мере развития цивилизации люди становятся физически слабее, так как прилагают всё меньше усилий для того, чтобы выжить. Постоянно совершенствуется система здравоохранения, повышается уровень жизни… Сто лет назад средняя продолжительность жизни была гораздо меньше, чем сейчас. Надо ли объяснять, что наше мировоззрение отличается от мировоззрения человека времен золотого, серебряного веков русской литературы, хотя и не столь разительно. И надо ли объяснять, что из-за подобных различий люди в одинаковых ситуациях ведут себя по-разному?
Научить людей разбираться в людях и в жизни — по-моему, это одна из основных задач образования — все школьные предметы должны быть взаимосвязаны. В эту систему должны входить психология (практическая, а не просто механическое заучивание терминов вроде «доминанта» и «фрустрация»), социология и другие предметы, позволяющие ученикам понять, по каким законам строятся отношения между людьми. Поняв эти законы, можно сильно облегчить себе жизнь. Ученики должны сами понять (я подчёркиваю: сами, добровольно), что моральные нормы — это больше, чем нудные правила поведения, что, если все будут им следовать, жизнь будет гораздо проще. И уделять этим предметам нужно не 2-3 урока в неделю.
Eщё два истинно полезных предмета — ОБЖ и иностранный язык, которым уделяют поразительно мало внимания, да и методика оставляет желать лучшего. К примеру, на уроках иностранного языка основным методом должно быть общение, свободная разговорная речь — кто как может. А заучивание правил и чтение текстов малоэффективны. Многие могут упрекнуть меня в том, что полезна ещё и история, так как она позволяет учиться на ошибках прошлого. И отчасти они будут правы, но об истории должен быть отдельный разговор.
Артем Вакуленко, ученик 11 класса