X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Кого потеряла премия Букера в 2000 году?

Собралась я было пристать к представителям «продвинутой» молодёжи с вопросом: «Ну-с, молодые люди, что читаем-с?». Представила, как мне примутся рассказывать о Достоевском, Кастанеде, Сартре и Пелевине, Пелевине, Пелевине… Сделалось скучно. Тогда, пораскинув мозгами, я отправилась к книжным полкам: посмотреть, что же «продвинутая» молодежь пишет.

Среди найденных мною книг оказались сборники стихов Александра Никитина и Владимира Доронина (студенты ТГИИКа), повесть Натальи Сергеевой «Место под солнцем» (студентка ТГУ), а также собственный проект с таким душераздирающим названием («.!.»), что его — название — и упоминать-то неловко. Вот об этих творениях и пойдёт ниже речь.

Для Александра Никитина его сборник «Сны в стакане» стал дебютной работой. Сколько помню Сашу, столько он на всех попадающихся ему в руки клочках бумаги писал свои стихи и тут же безоглядно дарил их барышням, оказывающимся в радиусе пяти метров. Конечно, говорили ему, мол, не переписывай Гребенщикова, не переводи Моррисона, но он упрямо тянул одеяло на свою сторону. Перетянул. Барышень в радиусе пяти метров стало значительно больше, и все они в восторге от его сборника, который он, по доброй своей традиции, щедро раздаривает. Что же касается самих стихов, то, действительно, всё это сильно напоминает переводы с английского и оставляет несколько странное ощущение, зато некоторые видят в этом новаторство.

Eще в представленном сборнике можно найти множество хороших занятных картинок, выполненных, видимо, тюменскими художниками и напечатанных, наверное, для того, чтоб не скучно было читать. В целом, как сказал один мой знакомый об авторе, «в нем очень много от ума».

Следующий автор в особом представлении не нуждается. Выпуская пятый по счету сборник своих стихов, песен и прозы, Владимир Доронин в музыкально-поэтическом кругу был уже персонажем весьма заметным. И творение его из той самой оперы, которая всегда «куском мяса застревает между зубов прожорливой пасти массовой культуры». Человек не разменивается на знаки препинания и часами не подбирает рифму, пишет, как диктуют свыше, а остальное — так, суета сует. Здесь можно ничего не объяснять — кому надо, тот поймет. А стихи, песни и проза — оно, как и все, что он делает, — с размахом. Непримиримость, чувство духовного напряжения, ощущение отсутствия смертельного предела. Для желающих пристально взглянуть в глаза автору — в конце сборника напечатаны его фотографии разных лет.

Теперь перейдем к повести Наташи Сергеевой «Место под солнцем». Eе стихи я читала давно, в сборнике «Очертания основ», составленном Михаилом Федосеенковым, а вот с ее прозой столкнулась впервые. «Мрачно», — сказала одна из читательниц. Спешу возразить: не мрачно. Грустно и по-доброму. Eй очень живо удалось воссоздать атмосферу неформальной тюменской жизни: и недавние войны идеологий, и грохочущедымную обстановку рок-клуба, и философствования подростков с умудренно-утомленным взглядом на жизнь. Все мы там были, чего уж…

Читая повесть Наташи, я думала, что мне тоже хотелось и моглось бы так написать: ан нет — опередили. Наверное, к лучшему. Ну вот, добрались и до себя любимых. Это я о сборнике стихов с душераздирающим названием (см. выше). Он вышел потрясающим тиражом в трех экземплярах, один из которых был подарен зав. кафедрой культурологии ТГИИКа Юрию Ларину, другой тусуется где-то среди студентов, а третий канул в Лету. Хвалить или ругать себя — дело несерьезное, поэтому скажу только, что отзывов на нашу работу было множество. Округляли глаза, фыркали и предлагали переквалифицироваться и, пока не поздно, заняться кулинарией. Всем, кто переживал с нами (я и два моих соавтора, точнее соавторши) рождение этого сборника, и всем, кто его оценивал, мы выражаем глубокую благодарность.

P.S. Прошу прощения у вышеупомянутых авторов за свое субъективное мнение об их произведениях.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта